Не такие ли кони скакали в поэме "Скифы"?
В минувшее воскресенье в Солнечногорском районе в усадьбе «Шахматово» Историко-литературного и природного музея-заповедника А.А. Блока прошел ежегодный Блоковский праздник поэзии. Основатель и ведущий праздников литературовед Станислав Лесневский напомнил собравшимся поклонникам творчества поэта, которых, несмотря на жару, набралось достаточно, как все начиналось в уже далеком 1970 году. Первый Блоковский праздник открывал поэт Павел Антокольский, среди выступавших были Евгений Евтушенко; Булат Окуджава, назвавший Блока образцом подлинной интеллигентности; Владимир Солоухин, который очень любил Александра Александровича и чья любовь (как и любовь многих других подвижников) помогла воскресить усадьбу «Шахматово», принадлежавшую деду поэта, ректору Петербургского университета Андрею Бекетову. Сюда Блок с детства приезжал каждое лето, живописные шахматовские окрестности Андрей Белый называл стенами блоковского рабочего кабинета. После революции усадьба была разграблена и разрушена, и потребовалось немало сил, чтобы возродить ее. Хранитель пушкинского музея-заповедника «Михайловское» Семен Гейченко посоветовал положить здесь памятный камень в честь поэта. Камень нашли – 16-тонный валун, который доставили на место с помощью подъемного крана в сентябре 1969 года. С тех пор валун называется блоковским и является непременным участником праздников: с него по традиции читают стихи.
Хотя основное действо всегда проходит на сцене. Так было и на этот раз, но еще раньше на лугу состоялось небольшое конное шоу – подарок зрителям от музея-заповедника. Блок любил животных: в Шахматове жили и собаки, и подаренный деревенскими детьми ежик, и конь по кличке Мальчик, на котором поэт ездил в соседнюю усадьбу «Боблово» к будущей жене Любови Дмитриевне Менделеевой. Да и в творчестве Александра Александровича кони занимали не последнее место – вспомним поэму «Скифы»: «Привыкли мы, хватая под уздцы/ Играющих коней ретивых,/ Ломать коням тяжелые крестцы/ И усмирять рабынь строптивых...»
На сцене же первопроходцами стало солнечногорское литобъединение «Сенеж» в составе поэтов и бардов Татьяны Лаптевой, Валентины Плетневой, Валерия Сивака, Евгения Смирнова, Бориса Богомолова… Тематика стихов и песен сенежцев оказалась разнообразной: будущее страны («И улыбнется нам Россия вдохновенно/ И с гордостью в свое достоинство войдет») и муки творчества («Стихи приходят и берут за глотку»), природа («И ежик на иголках тащит снова/ Грибочек беленький, не позабыв маршрут») и, конечно, сам Александр Александрович («Здесь вас мы на тропиночках встречаем»).
Окрестности Шахматова – стены блоковского рабочего кабинета. Фото Александра Анашкина |
Под припекающим солнцем сменяли друг друга на сцене писатель Петр Ткаченко, литературоведы Борис Романов и Ольга Медведко, поэты Лариса Васильева и Григорий Певцов… Автор многих работ о Блоке, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ имени А.М.Горького Сергей Небольсин выступил как представитель науки, напомнив, что поэт ученых недолюбливал. Об этом свидетельствуют блоковские строчки: «Когда под забором в крапиве/ Несчастные кости сгниют,/ Какой-нибудь поздний историк/ Напишет внушительный труд...// Вот только замучит, проклятый,/ Ни в чем не повинных ребят/ Годами рожденья и смерти/ И ворохом скверных цитат...// Зарыться бы в свежем бурьяне,/ Забыться бы сном навсегда!/ Молчите, проклятые книги!/ Я вас не писал никогда!» Небольсин заметил, что литературоведение не наука, а искусство вовремя собраться с чужими мыслями.
Выступил историк Юрий Климаков – праправнук скульптора Александра Опекушина, автора знаменитого памятника Пушкину в центре Москвы. Памятник открыли в 1880-м – год рождения Блока. Но не только эта дата роднит Александров – Сергеевича и Александровича: Блок любил Пушкина и тоже был поэтом всемирной отзывчивости.
Cвоеобразным резюме праздника стали строчки экспрессивного поэта Льва Зубачева из подмосковного Клина: «Праздники поэзии,/ Блоковский валун./ Нет, не зря мы съездили:/ На душе – тайфун!»