Актер Сергей Власов в спектакле "Подвиг филолога".
В клубе «Дача на Покровке» состоялся спектакль-читка нового произведения писателя и критика Леонида Костюкова. В театральной постановке были задействованы актеры Сергей Власов, Ольга Петрова и Евгений Сулес. «Подвиг филолога» – это одновременно тонкая и ироничная история, раскрывающая не столько отдельно взятый образ главного героя, сколько общечеловеческий, в актуальном временном контексте. Леонид Костюков отталкивается от частного и идет к общему, раздвигает границы восприятия и на примере одной судьбы преподносит портрет современности.
Публика заняла места. Поднялся воображаемый занавес. И вот – человек в самом расцвете сил вежливо здоровается, садится за стол и кладет перед собой какие-то листки. Действо начинается. «Эту рукопись я нашел на мансарде старого деревенского дома, который мы с семьей снимали на летний период, – сообщает человек. – Ну… или она пришла ко мне по почте, а обратный адрес оказался размыт брызгами соленой морской воды. Или, допустим, эта рукопись досталась мне в составе наследства безвременно почившего двоюродного дяди <...>. Словом, здесь вы можете впаять любую условность; прямой ее смысл в том, что это не мое!» Человек пытается представить произведение филолога, максимально дистанцируясь от его создателя. И ему это удается.
Однако из-за вмешательства жены миф о том, что автор рукописи и ее чтец – разные люди, в одночасье развеивается: «…свое литературное г… печатай на лазерном принтере». И сюжет в сюжете терпит фиаско: далее следует единство действа и полное погружение в зафиксированную реальность. В своем роде это пьеса-исповедь, монолог человека, которого тяготит и не отпускает прошлое. В силу врожденной интеллигентности главный герой стыдится некоторых фактов своей биографии. Угрызения совести, душевный дискомфорт становятся причиной написания рукописи, в которой он пытается осмыслить произошедшую с ним трагедию. Его желание отстраниться от данного произведения вполне оправданно – промахи и ошибки со стороны всегда отчетливее видны и понятны, нежели свои.
«Все началось с того, что я тихо и безответно любил литературу. И вот на четвертом курсе меня вызвал профессор», – делится своей историей человек. Дабы оживить и без того нескучное повествование героя, в структуру спектакля введены вставные конструкции, наглядные свидетельства прошлого. Перед зрителем возникает профессор, роль которого в судьбе филолога Лисянского велика. Именно этот разговор о литературной встрече в сосисочной в Сокольниках – Бродского, Рейна, неких Алмазова и поэта «х» в произведении выступает в роли завязки сюжетной линии. Филолог спускается вниз по иерархической лестнице – от светил поэзии до никому не известного «х».
В основе исследований прежде всего оригинальность, собственный, неповторимый взгляд, желание найти так называемый клад, который валялся у всех под ногами, но не был оценен по достоинству. Главный герой «откапывает» трехстишие поэта «х» и пишет многостраничный анализ, который впоследствии находит отклик у общественности. Желание большего признания толкает филолога Лисянского на искусственное наращивание скудного объема архива поэта. В поисках литературного наследия на полузаброшенной даче вдовы «х» он обнаруживает только печатную машинку и листки старой чистой бумаги. И его осеняет, за ночь он пишет 63 стихотворения от имени поэта «х». Дальше – успех, защита докторской и внутренний конфликт с самим собой. Однако то чувство, испытанное на даче «за полумертвой машинкой», та одержимость, с которой он творил, поддерживают в главном герое уверенность в том, что истинно важное, ценное будет найдено, а жизнь обретет смысл.