"Запиленный винил" от Андрея Константинова и Юрия Орлицкого.
Фото Михаила Павловца
К счастью, политкорректность, толерантность и геронтологическая юстиция (про ювенильную помолчу) в нашей стране еще не усовершенствовались настолько, чтобы нельзя было обнародовать знаменательный факт современной литературной и научной жизни: Юрию Орлицкому исполнилось 60 лет. Впрочем, Юрий Борисович заветной даты, дающей ему право на государственное пенсионное обеспечение, ждать не стал и при поддержке учеников и соратников провел сразу несколько мероприятий прямо накануне.
Доктор филологических наук Орлицкий, к тому же профессорствующий в нескольких университетах и редактирующий уникальное – и притом безвозмездное – научно-информационное издание «Вестник гуманитарной науки» (РГГУ; http://vestnik.rsuh.ru/), даже при нынешнем многообразии литературно-культурной жизни – одна из заметных фигур. Ему с молодости удавалось сочетать строгое литературоведение – опирающееся на архивы, на библиографические проработки – с живой художественной практикой. Назовем только два всероссийски известных проекта, которые курирует юбиляр: проходящая в РГГУ международная научная конференция «Феномен заглавия» (в минувшем апреле состоялась 16-я) и кочующий по разным городам и залам Фестиваль верлибра (здесь Орлицкий вышел уже на номер 19).
Чествование началось естественно-научным образом – Научной конференцией друзей Орлицкого по поводу его 60-летия все в том же РГГУ (здесь его основное место работы). Стояла июльская жара отпускного качества, но поделиться с ЮБО (как дружески нередко называют вездесущего Орлицкого) своими научными изысканиями пришли и приехали многие – от близкого друга Александра Ауэра до калифорнийского москвича Александра Жолковского (A–Z). Помимо конференции к юбилею был издан сборник научных трудов, но издательство, взявшее на себя этот радостный труд, каким-то образом оказалось расположенным в Северо-Американских Соединенных Штатах, так что тираж границы нашей расширившейся Москвы пока не пересек. Всегда пунктуальный и доводящий любое свое дело до благого результата ЮБО в этом, разумеется, не виноват.
Вечером того же дня участвовавшие в конференции филологи и присоединившиеся к ним поэты переместились в Зверевский центр современного искусства, где долго звучали выступления, сопровождавшиеся авторским чтением, и поздравления, не обходившиеся без стихотворных строчек. Вел вечер ученик Юрия Борисовича, поэт и историк современной литературы Данила Давыдов, и время проходило в нарастающем ритме, ибо каждому в завершение речи подносилась заздравная чарка. Орлицкого приветствовали московские поэты Игорь Жуков, Алексей Сосна, Михаил Вяткин, поэты-питерцы Дарья Суховей, Арсен Мирзаев, другие, хорошие и разные, друзья, представлявшие Партию рабочего порядка. Две эсэмэски прислал президент Академии фуршетов Александр Люсый (он отсутствовал по уважительной причине, хотя фуршет и здесь был). Вывод этого мероприятия, названного чествованным «сплошной капустой», выглядит парадоксально, но радостно: «Поэтов может быть много!» В чем, наверное, сказалось притяжение все того же Орлицкого, уникального исследователя-знатока современной русской поэзии и всех ее более или менее интересных фигурантов.
А свои произведения поэт Юрий Орлицкий читал на следующий день в клубе Ex:Libris при Тургеневской библиотеке. Кроме новых стихотворений в сопровождении бас-гитариста из Пскова Андрея Константинова прозвучал цикл «Запиленный винил» (ЮБО еще и знаменитый филофонист). Кроме того, поэт Дмитрий Григорьев прочитал лирический рассказ Юрия Малецкого о самарской юности Орлицкого и его друзей, а дочь, филолог Анна Орлицкая, уже известная по конфигурации «Дебюта», прочитала переводы стихов отца на испанский и итальянский.
По завершении мероприятия Юрий Борисович отправился на вокзал, в свое новое научное путешествие по России.