Семен Шуртаков на фоне дома Солоухина.
Фото автора
На Владимирской земле, на родине Владимира Солоухина, в селе Алепине, прошли XIV Солоухинские чтения. Проходили они прямо в центре села, около двухэтажного, с каменным низом и деревянным верхом, дома писателя, около полуразрушенной, но все еще крепкой и внушительной церкви, на зеленой лужайке с дощатой эстрадой и с контурным портретом «певца владимирских проселков». Под чистым небом и при большом стечении местного народа и гостей из Москвы.
Писатель Семен Шуртаков, друг юности Владимира Солоухина, его однокурсник с нижегородскими корнями, перенесся душой в 1946 год. Он рассказал, как они с Солоухиным учились в Литинституте, получали хлеб по карточкам и ели «из одной буханки»: «В общежитии наши койки стояли рядом, и мы с ним шли по дороге жизни и литературы бок о бок больше 50 лет». Рассказал он и о том, как был у Солоухина в больнице за день до его смерти. А закончил он свои воспоминания такими словами: «Владимир Солоухин – достойный представитель русской литературы!»
Ученица Солоухина Нина Краснова, поэтесса с рязанскими корнями, рассказала, как еще в юности открыла для себя Россию Солоухина, его «Каплю росы», его «Владимирские проселки», его роман «Мать-мачеха». Рассказала, как она, попав в Москву, познакомилась с Солоухиным и он рекомендовал ее в Литинститут, стал ее литотцом и покровителем. Рассказала, как перепечатывала на машинке его рукописи, в том числе и запрещенные, за которые его чуть было не исключили из партии и из Союза писателей, и как росла и училась на них литературному мастерству. Краснова прочитала свои стихи «Лик Родины», сочиненные по прочтении «Черных досок» своего учителя. Она сказала: «Для меня лик Родины – это и лик Владимира Солоухина, чистый, без «наслоений» (она показала рукой на портрет писателя). У Владимира Солоухина есть стихи: «Россия еще не погибла,/ Пока мы живы, друзья!» Мы живы, друзья! Все, собравшиеся здесь! И Владимир Солоухин жив – в своих книгах и в наших душах!»
Поэтесса Нина Карташова, она же ведущая вечера, сказала: «Я только что вернулась из Нью-Джерси. И могу сказать, что творчество Солоухина вышло далеко за пределы «владимирских проселков» и ценится во всем мире. В том числе и в кругу русских эмигрантов». Она прочитала свои стихи «Усадьбы сгорели, но почва осталась».
На празднике выступили также кинооператор и фотохудожник, оформитель книг Солоухина Анатолий Заболоцкий, исследователь творчества писателя Иван Уханин, редактор солоухинских книг в «Молодой гвардии» поэтесса Людмила Барыкина, их владимирские коллеги Николай Лалакин, Владимир Осадчих и др.
Президент фонда «Энциклопедия Серафима Саровского», организатор всех Солоухинских чтений Михаил Мендоса-Блантон, уроженец Владимирской земли, но имеющий и испанские корни, рассказал, как нелегко нести знамя русской культуры, когда государство, по существу, устранилось от этого. «По телевидению мы слышим блатные песни, с жаргоном, с ужасными текстами, исковерканный русский язык, на прилавках мы видим книги, которые нельзя назвать литературой и которые портят вкус читателей. Как бороться с этим? Не смотреть телевизор, не читать попсу, а читать русскую классику и книги Владимира Солоухина. Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и тысячи спасутся около тебя». Мы будем устраивать Солоухинские чтения, как бы трудно это ни было».
Традиционно присутствовали на чтениях близкие писателя: его вдова и автор книг о нем Роза Солоухина, их дочери Елена и Ольга. Ольга Солоухина сказала, что по своим воззрениям ее отец был монархистом и в советское время носил на руке перстень с изображением царя Николая II, и рассказала, как в конце своей жизни он, крестьянский сын, получил дворянский титул за вклад в русскую культуру. Она прочитала речь, которую писатель произнес во время этой церемонии.
Гости и участники праздника посетили могилу Владимира Солоухина. Там священники отслужили молебен. Отец Георгий сказал, что все творчество Владимира Солоухина – это покаяние русского писателя за все грехи человека, народа и государства, «вольные и невольные», а отец Анатолий заметил, что у нас есть одна возможность спасти Россию и вывести ее на светлый путь истины – это не искать, кто виноват во всех бедах России, а «работать над своей душой», как работал над ней Владимир Солоухин.