Лев Готгельф представляет дуэт "Коровин и Фагот".
Фото Екатерины Косьяненко
Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове перешагнул порог тридцатилетия. В нынешнем году он прошел в 31-й раз. Такие фестивали, как уникальное природное и культурное явление, надо брать под защиту государства и выдавать охранную грамоту и персональную пенсию, точнее – бюджет.
На Цветаевский фестиваль с радостью едут артисты, литераторы, ученые, деятели культуры, дипломаты из разных городов и стран, а те, кто уже побывал здесь, признаются, что их вновь и вновь манит прекрасная Владимирская земля, целинная природа, легенды Александровской слободы и мифы об александровском лете Марины Цветаевой.
Фестиваль по традиции идет целую неделю, за которую жители и гости города могут увидеть и услышать на разных площадках своего города и солистов Большого театра, и известных писателей, и артистов разных жанров из разных стран. А делает это все фактически один человек – Лев Готгельф, много лет возглавляющий Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых и являющийся душой и музея, и фестиваля. При поддержке сотрудников музея, разумеется.
В этом году в рамках фестиваля уже во второй раз состоялся конкурс стихов, посвященных празднику Ивана Купалы. Финалистами конкурса стали Ян Бруштейн (Иваново), Мария Игнатьева (Барселона), Андрей Расторгуев (Екатеринбург).
В разные дни фестиваля состоялись трогательный моноспектакль израильский актрисы Анны Гланц-Маргулис «Я любовь узнаю по боли...» – театральная композиция о любви в жизни Марины Цветаевой; приведший публику в восторг концерт русско-итальянской певицы и актрисы Моники Санторо, многочисленные кинопоказы и многое другое.
В комнате под сводами Музея 101 километра традиционно проходил поэтический вечер фестиваля. Свои стихи на вечере читали один из основателей фестиваля Владимир Коваленко, москвичи Евгения Доброва, Елена Иванова-Верховская, Геннадий Калашников, Екатерина Косьяненко, Евгений Степанов, а также гостья из далекой Финляндии Татьяна Перцева, александровская поэтесса Ольга Севостьянова и другие. Доброва и Перцева выступили с перформансом, перебрасываясь стихами, будто фехтуя на шпагах.
А затем был вечер, и была ночь Ивана Купалы. Под заводные песни ансамбля «Вьюница» из александровского клуба «Искож» на берегу речки Малый Киржач александровцы и примкнувшие к ним московские поэты плели венки, водили хороводы, загадывали желания и прыгали через костер. В кувшинках прятались рыжие русалки и пытались затащить неосторожных купальщиков под воду. Но все, как и положено, остались целы.
А в завершающий день выступал хедлайнер фестиваля – творческий дуэт «Коровин и Фагот». Легендарный Фагот – музыкант Александр Александров работал со многими джаз- и рок-коллективами, в том числе с «Аквариумом», Сергеем Курехиным, «Звуками Му». С московским поэтом и культуртрегером Андреем Коровиным они «спелись» пару лет назад и с тех пор выступают с совместной программой-поэзоконцертом «Музыка со смыслом», которую уже успели показать в Москве, Киеве и Коктебеле. Она состоит из стихов, фрагментов прозы и писем как классических поэтов – Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владислава Ходасевича, Бориса Слуцкого, так и малоизвестных поэтов Сергея Белозерова, Валерия Прокошина и др. По словам Льва Готгельфа, Андрей Коровин относится к тому редкому типу поэтов, который чужие стихи любит едва ли не больше, чем свои. Хотя стихи самого Коровина в этом поэзоконцерте, конечно, тоже звучали.