Юрий Поляков – духовный наследник Чаковского, нынешний редактор "Литературки".
Фото автора
Москва. Тверская улица. Дом № 8. На фасаде у входа в книжный магазин «Москва» открыта бронзовая мемориальная доска, посвященная памяти писателя Александра Чаковского (1913–1994). В этом доме автор исторических романов «Блокада» и «Победа», Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий жил с 1969 по 1994 год. Чаковский также был создателем 16-страничного формата «Литературной газеты» (первой в стране «толстушки» с тиражом 6 млн. экземпляров!) и ее многолетним главным редактором.
На торжественное открытие мемориальной доски, созданной скульптором Игорем Новиковым и архитектором Дмитрием Васильченко, пришли друзья, коллеги и близкие известного литератора. Под гимн СССР официальные лица перерезали красную ленточку и возложили гвоздики.
Потом представители «Литературки» благодарили московское правительство за разрешение повесить доску и быстрое согласование всех формальностей (потребовалось всего два года от момента рождения идеи до ее реализации).
Все выступавшие отмечали широту натуры Чаковского, его незаурядный писательский талант и редкое качество считать работу своей жизнью. Человек дела!
Нужные слова нашел председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов: «Я все думаю, что такое свобода. Вот она наступила. Можно подумать, что-то произошло с нами: она нам просто не понадобилась. Где очерки, фельетоны, публицистика, статьи? Общество и само отвернулось. Такое впечатление, что ему и не надо этого всего… Печатные СМИ неожиданно выпали из общественного сознания. Сегодня о журналистике почти не говорят, в лучшем случае – информатика, Интернет. Хотя журналистика – такая же часть общественного сознания, как наука и искусство. Заслуга такого главного редактора, как Чаковский, в его выборе, который соответствовал тому, в чем общество нуждалось».
Нынешний главный редактор «Литгазеты» Юрий Поляков сказал: «Внутреннюю жизнь страны определяли не только люди, входившие в ЦК партии, но и главные редакторы… Чаковский был из тех главредов, которые определили лицо эпохи с оттепели до конца перестройки. Он мог получить от власти разрешение на максимальную смелость. При советской власти написать фельетон о каком-нибудь заместителе министра было гораздо большей гражданской смелостью, чем сейчас ругать в эфире радио президента. Материалы готовились месяцами! Разрешенной смелостью надо было талантливо воспользоваться. И Чаковский собрал уникальный коллектив газеты. Благодаря ему «Литературка» была любимой газетой интеллигенции. Он понимал, что в культуре у нас два крыла – почвенническое и западническое и подрезать ни одно из них нельзя…»
Кстати, мемориальная доска эту мысль вполне выражает: на левой ее части воспроизведена обложка «Литературки», а на правой – обложка романа «Блокада». Вот она – полифоничность…
Выпускник Литинститута, Александр Чаковский в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом, неоднократно давал репортажи из блокадного Ленинграда. Позже он, преодолевая бессонницы после фронтовой контузии, сумел – одним из первых! – показать войну такой, какой она была, а не такой, которую хотели видеть Хрущев и его последователи.
Писатель Сергей Есин вспоминал свои годы работы на радио, где транслировали почти каждую новую книгу Чаковского, а потом задался вопросом: «Как долго сохранится то, что сделал Чаковский? Это определяют время и судьба…» Да. И читатели, которые могут увидеть в авторе новых тем автора вечных тем, а в авторе нового видения – автора настоящего напряжения.
Кстати, двухтомник Чаковского «Победа» в книжном магазине «Москва» продается…