Иосиф Кобзон, Андрей Дементьев и Екатерина Рождественская вспоминают поэта.
Фото автора
20 июня, в день 80-летия Роберта Рождественского (1932–1994), в Москве на фасаде дома № 9 по Тверской улице была открыта мемориальная доска, посвященная поэту. Там он жил с 1972 по 1994 год. На мероприятии присутствовали почитатели таланта поэта, дочери и друзья.
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что «Роберт Рождественский принадлежал к числу великих людей; он был удивительно чистым человеком, большим русским поэтом, который, к сожалению, ушел слишком рано».
О преждевременности ухода поэта из жизни сказал и детский хирург Леонид Рошаль: «Если бы не было сигареты, то Роберт был бы сегодня вместе с нами и при жизни бы открывал памятник. Силы воли не хватило бросить…» Рошаль также отметил важнейшее качество личности Рождественского: «Роберт всегда говорил то, что думает! Хотя часто люди живут двойной жизнью: думают об одном, а говорят другое…»
Поэт Андрей Дементьев прочитал четверостишие, посвященное другу Роберту, с которым учился в Литинституте, и обратил внимание собравшихся на удивительную скромность Рождественского, при том что его вклад в литературу невероятен («в нашей жизни останутся навсегда тысячи его строк»).
Исполнитель многих песен на стихи Роберта Рождественского Иосиф Кобзон сказал очень важные слова: «С днем рождения, дорогой Роберт Иванович! С днем рождения поэта, Россия! В этом доме все мы имели счастье общаться с великим поэтом, слушать его стихи, играть музыку на его стихи… Здесь, в его квартире, были и Бабаджанян, и Фрадкин, и Фельцман, и Колмановский, и другие авторы. Здесь пел Муслим Магомаев. Здесь впервые пела Алла Баянова, к сожалению, ушедшая недавно. Нам было очень уютно с Робертом. Потому что не было события в стране, на которое бы он не откликался. Я не говорю о лирике и его глубокой поэзии. Я говорю о том, что он был востребован. Так же, как востребован сегодня… Пройдет какое-то время, и нас никого не будет. Но этот образ Роберта обязательно заинтригует проходящих мимо этого дома… Я сожалею о том, что наше время не настолько богато духовно, чтобы кланяться поэзии. Сожалею, что здесь нет руководящих работников Москвы и Министерства культуры, но есть вы – люди, народ, который любил, любит и всегда будет любить творчество великого поэта Роберта Рождественского. Роберт жил, Роберт жив, Роберт будет жить!»
Интересно, что открытая доска – не стандартная плита с сухими биографическими сведениями «жил-работал и две даты», а образ поэта: скульптор Георгий Франгулян исполнил бронзовый барельеф Роберта Ивановича на блокнотном листке, с дымящейся сигаретой в левой руке. Лаконичная подпись «ПОЭТ» не оставляет разночтений для будущих поколений прохожих.
Бронзовый портрет поэта размещен между мемориальными досками в честь академика Бочвара и академика Артоболевского, но особый нюанс в том, что отныне лик автора стихов песни «Мгновения» находится прямо у входа в магазин, продающий часы дорогих марок. Ирония судьбы. Так что не надо думать о секундах свысока…
Вечером того же дня песни на стихи Роберта Рождественского звучали и в Концертном зале имени Чайковского, где состоялся концерт памяти «Жил я впервые на этой земле...». В фойе зала была представлена фотолетопись жизни поэта, составленная из снимков из домашнего архива. Мгновения, мгновения, мгновения…