Андрей Чемоданов, Ольга Нечаева и Анна Золотарева за решеткой картонного "автозака".
Фото Анатолия Степаненко
На VII Московском международном открытом книжном фестивале, который завершился на прошлой неделе, было много интересного. По традиции во внутреннем дворе ЦДХ на Крымском Валу раскинулись шатры, названные в честь курортных местечек Крыма: Коктебель, Керчь, Ялта, Гурзуф и др. Были встречи с писателями, критиками и редакторами. Были круглые столы на общественно-политические темы. Были объявления «длинных списков» и победителей различных книжных наград. Были детские игры и забавы. Была выставка комиксовых рисунков. Был футбол на огромном экране. Был вырезанный из картона «автозак», позволяющий всем желающим сфотографироваться за решеткой. Вот только маловато было собственно книг. Впрочем, это уже традиционно. И, может быть, даже хорошо. Много книг было в марте на выставке-ярмарке «Книги России». Много их будет совсем уже скоро, в сентябре на ММКЯ, а потом на «non/fiction». А на летнем фестивале собственно книга всегда была не самоцелью, а поводом, отправной точкой для всех этих встреч, круглых столов, наград и даже детских игр.
В шатре «Керчи» все дни фестиваля вспоминали жертв тоталитарного режима. Магазин «Фаланстер» подготовил серию встреч, посвященных современной политической ситуации.
В шатре «Коктебель», видимо, в знак уважения к Максимилиану Волошину, прошел ряд поэтических мероприятий. Участники проекта «Культурная инициатива» Юрий Цветков и Данил Файзов провели поэтический концерт «Подборка-2011: летняя запись». Было замечено, что эти славные культуртрегеры ежегодно слышат стихов больше, чем кто-то иной за всю жизнь, а еще было замечено, что они слышат стихов больше, чем нужно. Но это не так важно. А важно, что они рады делиться своим знанием о современной поэзии. На фестивале они прочитали лучшие, по их субъективному мнению, стихи из книг, вышедших в прошлом году. Прозвучали стихи Анны Акатовой, Евгения Бунимовича, Андрея Василевского, Германа Власова, Ивана Волкова, Алексея Денисова, Александра Кабанова, Кирилла Медведева, Анны Русс, Марии Степановой, Наты Сучковой, Ксении Чарыевой, Игоря Эпанаева и др.
Сразу же за этим мероприятием состоялось вручение наград поэтической премии «Московский счет». Соответствуя бунтарскому духу фестиваля, Евгений Бунимович заметил, что самым популярным поэтом в этом году был Абай Кунанбаев. Ну а что касается наград, то дипломы «Лучшая книга года» с прилагающимися ананасами и шампанским получили: Михаил Айзенберг за книгу «Случайное сходство», Иван Ахметьев за «Ничего, обойдется», Николай Байтов за «Резоны», Виктор Коваль за «Особенности конкретного пространства», Алексей Порвин за «Стихотворения», Мария Рыбакова за роман в стихах «Гнедич», Ольга Седакова за «Стихи», Елена Фанайлова за книгу «Лена и люди», Андрей Чемоданов за «Я буду все отрицать», Сергей Шестаков за «Схолии», Ирина Шостаковская за «Замечательные вещи» и Аркадий Штыпель за «Вот слова». Специальных наград были удостоены Александр Тимофеевский за «Ответ римского друга», Максим Амелин за «Гнутую речь» и Ната Сучкова за «Деревенскую прозу». Премию за лучший дебют получил Кирилл Корчагин за книгу «Пропорции». Главным же лауреатом «Московского счета» стал Иван Волков с книгой «Стихи для бедных».
Свой «лонг-лист» на фестивале объявили организаторы премии «Просветитель». А праправнук великого писателя, эссеист и председатель премии «Ясная Поляна» Владимир Толстой объявил об учреждении новой, третьей номинации – «Детство. Отрочество. Юность». Тут же был оглашен и ее «лонг-лист».
Большой интерес вызвала встреча с писателем Ильей Бояшовым, по роману которого недавно снял фильм «Белый тигр» Карен Шахназаров. Говорили об ужасах войны и ее духах.
О жанре биографии говорили в шатре «Гурзуф» писатели Леонид Юзефович и Лев Данилкин, а также редактор Михаил Катомин. Чтобы представить в шатре «Ялта» свою книгу «Достоевский-экономист», из Италии приехал профессор Пизанского университета Гуидо Капри. С редактором Модестом Колеровым они беседовали на тему «Литература и деньги».
Говоря коротко, было много интересного. А когда закрывались шатры, жадные до общения поэты, писатели, журналисты и издатели шли в кафе ЦДХ и коллективно болели за любимые футбольные команды, наблюдая за матчами на огромном – на всю стену в два этажа – экране.