Геннадий Пархоменко, Ирина Белякова, Елена Пахомова, Александр Гусев, Наталья Шаинян в стенах клуба "Классики XXI века".
Фото автора
В клубе «Классики XXI века» начата серия своеобразных круглых столов, посвященных анализу литературного процесса века минувшего – ХХ. Уже были проведены вечера, посвященные Осипу Мандельштаму и Юрию Лотману. И вот подошла очередь круглого стола, приуроченного к 135-летию со дня рождения Максимилиана Волошина. Клуб поддерживает дружеские отношения с Музеем Волошина в Коктебеле и Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве, которые приняли участие в организации этого вечера, а заодно и фотовыставки «Киммерия Максимилиана Волошина», представленной в помещении Чеховского культурного центра.
В рамках круглого стола было сделано несколько докладов. Архитектор и библиофил Александр Гусев рассказал о пути Волошина как художника. Собиравшийся стать юристом Волошин не помышлял о занятиях искусством до своей первой заграничной поездки в 1901 году. Зато потом он прошел все ступени от подражания постимпрессионистам до обретения своей темы и манеры. Просто невозможно представить, заключил Гусев, то количество творческих импульсов, которые испытывал Волошин. Но если стихи зачастую давались ему с трудом, то рисование всегда было в радость.
Научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Ирина Белякова обратила внимание собравшихся на интертекстуальные донаторы цикла «Ici – Haut», который Цветаева создала под впечатлением от смерти Волошина. В докладе были рассмотрены принципы организации текста, лексические средства, обращение к масонской и христианской символике. В заключительном стихотворении цикла воссоздаются детали жизни в Коктебеле 20-летней давности, и это не случайно, ведь дом Волошина сыграл в судьбе Цветаевой исключительную роль. Белякова сопоставила это стихотворение с поэмой «Новогоднее», написанной Цветаевой на смерть Рильке, и проследила реализацию сходных мотивов в обоих произведениях.
Филолог, театральный критик и старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян посвятила свой доклад «театрализации жизни», которая происходила в доме Волошина. Театр привлекал Волошина с юности. В плотное окружение театральной жизни он попадает, поселившись с женой в 1906 году на башне у Вячеслава Иванова. В Коктебеле же устанавливаются определенные правила, которым должны были следовать все гости дома. Это обязательное изменение облика (античный или мусульманский костюм), пластические или ритмические упражнения, сюжетная мифологизация. Все это должно было способствовать раскрепощению и новому уровню самосознания. А они, в свою очередь, делали творчество радостным, что было принципиально для Волошина.
Литературовед и философ Геннадий Пархоменко представил свою книгу «Лики творчества Максимилиана Волошина в связи с тайной его Высшего «Я», которую писал в течение 28 лет. Книга развивает представление о Волошине как о тайновидце, сквозным мотивом прошедшее через все доклады.
Во второй части вечера Андрей Коровин рассказал об истории и перспективах Волошинского конкурса, которым он руководит. А затем состоялись поэтические чтения. Выступавшие поэты делились своими воспоминаниями о Коктебеле и читали стихи Волошина и свои собственные, посвященные ему. В чтениях приняли участие Кирилл Ковальджи, Константин Кедров, Елена Кацюба, Геннадий Калашников, Александр Переверзин, Герман Власов, Геннадий Пархоменко и сам Коровин.