Игорь Панин раздает автографы на рояле.
Фото Регины Соболевой
Если бы мы жили в начале ХХ века, то можно было бы подумать, что это в глубоком подполье собрался кружок революционеров, читающих или печатающих газету «Искра». Именно такое впечатление создалось, когда из недр подвального помещения литературного салона «Булгаковский дом», где располагается театр «Комедиантъ», вдруг донеслись далекие приглушенные голоса. И скорее всего впечатление не очень обмануло. Ведь это читали свои стихи Максим Жуков и Игорь Панин, а в произведениях поэтов, остро и импульсивно реагирующих на явления действительности, всегда присутствуют революция, бунт, хотя, может быть, и очень глубоко запрятанный, страдательный, рефлексивный.
Сложившийся, как аппетитный бутерброд, мистический концептуализм вечера был подкреплен тем, что Жуков и Панин (а они коллеги и друзья, работающие в сходной поэтической тональности, что равноценно вещанию на одной волне), можно сказать, вошли в четко выраженный резонанс.
Стихи Игоря Панина из сборника «Мертвая вода», представляющие собой гремучую смесь отчаяния девяностых и грустного цинизма нулевых, и по тематике, и по настрою удачно сочетались с «контркультурными», насыщенными обсцентной, но ценной лексикой и «языком падонкафф» текстами Максима Жукова. Сюда же прибавились общий рубленый ритм, строчки, сыплющиеся как камни, поэтическая перекличка (оба читали стихи, посвященные Александру Кабанову) и подспудные, как бы настоянные на мрачном сарказме мысли о любви к родине («проблеваться бы в тебя, умилясь»), о поэзии («Да Пегас с ней!»), о видимости счастья. Маргинальную романтику встречи выгодно подчеркнули таинственный полумрак и отличная акустика зала. Среди членов подпольного кружка были замечены Алена Кирилина, Анастасия Ермакова, Катя Рубина, Регина Соболева, Амирам Григоров, Сергей Мнацаканян и ведущий вечера Борис Панкин. Окончание чтений отпраздновали пиршеством на рояле.