Орильен Массон делится секретами составления "черной" серии издательства "Галимар".
Фото предоставлено Французским институтом в России
В Овальном зале Библиотеки иностранной литературы прошел коллоквиум «Детективный роман: от легкого чтива до интеллектуального ребуса». Мероприятие стало частью Российско-французских сезонов языка и культуры и было организовано при содействии Французского института в Москве.
Уго де Шаваньяк, советник по культуре посольства Франции, выразил мнение, что во Франции и в России детектив признан как основной литературный жанр и объект исследований. «Этот жанр, – продолжал господин де Шаваньяк, – кроме того, что удовлетворяет интересы самого обширного числа публики, еще и является объектом оживленных дискуссий. Детектив сыграл огромную роль в формировании воображения у широких масс, этот жанр наиболее приближен к серьезной прозе, и многие читатели следуют за детективом в этом направлении».
Тема, заявленная в названии конференции, однако оказалась зауженной. Респектабельный и академичный профессор Льежского университета Жак Дюбуа, специалист по французской литературе XIX–XX веков и социологии литературы, автор исследований, посвященных современному французскому детективу, говорил о том, что «благородная» литература в сфере нравственности и воздаяния не четко, но пересекается с детективом. К концу века «плохой» литературой был брошен вызов литературе «хорошей». Профессор Дюбуа проследил связи детектива с поэзией – через Бодлера, который много чего почерпнул у Эдгара По. Сименон, в свою очередь, перенял у этих авторов идею о судьбе одиночки в массовом обществе. Профессор напомнил о Гонкурах, отмечавших в детективе реалистические приметы современного общества; об исследованиях, указывающих на связи детектива с исследованиями Фрейда, на метонимические совпадения – «за любым смыслом есть другой смысл, который, может быть, подразумевается и часто важнее, чем первоначальный». Заместитель главного редактора журнала «Знамя» Наталья Иванова высказалась в том смысле, что советский детектив был перегружен идеологией, а современный – гламуром. «Не всякий наш человек может купить себе коттедж и автомобиль дорогой модели, но каждый может позволить себе книжку за два доллара или три евро и садится на эту иглу. Это провоцируют такие авторы, как Оксана Робски, разведенная жена очень богатого человека, имеющая журналистское образование, Марина Юденич, звезда которой еще неокончательно угасла…» Ретро, по словам Натальи Ивановой, остается весьма привлекательным направлением для российских авторов как в детективной, так и в «серьезной» литературе. В качестве «серьезных» примеров Наталья Иванова назвала «Кысь» Татьяны Толстой, ретродетективы Бориса Акунина, а Леонида Юзефовича – как пример автора, совмещающего детектив и «серьезную» прозу. Длинноволосый и веселый Орильен Массон, возглавляющий «черную» серию издательства «Галимар» (к «белой» относится «законная» или «серьезная» проза), непринужденно пожаловавшись на то, что накануне не рассчитал с водкой, рассказал, что они предпочитают печатать соотечественников: «У какого-нибудь американца и так денег много, к тому же я по коктейлю с ним не выпью. А вот есть у меня друг, который был очень беден, но талантлив. Он написал роман, я его опубликовал, и теперь он богат, а я доволен». Тогда Массона спросили, заказывает ли он романы авторам, доказавшим свою популярность. Он ответил, что находит это противоестественным, и прибавил: «Я лучше подтолкну воображение автора, а там – как выйдет».
Общими усилиями собравшиеся попытались определить место детектива в современной словесности. И согласились с Дюбуа, поместившим его в «середину между новаторскими, сложными произведениями, и литературой массовой, вершиной которой является Мегрэ, мелкий буржуа, как и Сименон, как, в сущности, и все мы».