0
2631
Газета Факты, события Интернет-версия

17.05.2012 00:00:00

Дьявольские трели

Тэги: евсеев, музыка, литература


евсеев, музыка, литература Борис Евсеев читает, а кажется, будто поет.
Фото автора

В литературном салоне «Классики XXI века» прошел творческий вечер писателя Бориса Евсеева, приуроченный к выходу его книги «Красный рок». Евсеев сразу оговорил, что на вечере не будет критиков, и предложил вниманию гостей своеобразную лекцию о тайнах музыки и звуков, сопроводив ее чтением фрагментов из книги и прослушиванием музыкальных произведений, иллюстрирующих те или иные положения.

Музыка буквально переполняет книгу. И одна из заветных мыслей Евсеева – о взаимопроникновении музыки и литературы. Музыкант по образованию, автор рассказал, как его учили предслышать ноту. Это очень важно для скрипача, который, не обладая подобным навыком, просто ничего не сыграет. Но умение предслышать то, что пишешь, важно и для литератора, заключил Евсеев.

Первым прозвучал фрагмент из сонаты Джузеппе Тартини «Дьявольская трель». Уроженец Адриатики Тартини, или Тартич, как его называли на родине, является одним из главных героев повести «Черногор». Согласно легенде, свое знаменитое произведение он услышал во сне в исполнении Дьявола. Борис Евсеев говорил о том, что соотношение дьявольского и божественного зачастую меняется местами и не подверстываем ли мы под понятия Бога и Дьявола совсем иное. Повесть написана в двух временных пластах – историческом и современном. Герой второй сюжетной линии – бывший летчик, получивший акустическую травму во время боевых действий в Югославии. Благодаря этому у него открылась способность слышать инфразвук. И не случайно, что именно он рассказывает автору историю написания «Дьявольской трели».

Далее Евсеев рассуждал на тему музыки и власти: «Все мы находимся под чьей-то властью, которая снимается в высокие моменты искусства». Человек же, отягощенный властью, по мнению Евсеева, исторгает из себя темную музыку. Автор признался, что не может слушать произведения Цезаря Кюи, Сергея Танеева, Георга Малера, и объяснил это борьбой неких универсальных законов бытия.

Собравшимся был предложен фрагмент «Крейцеровой сонаты» Бетховена, написанной, когда композитор уже плохо слышал. Евсеев охарактеризовал ее как самую слабую среди всех бетховенских сонат, поскольку она вся сконструирована, и привел это произведение в качестве примера музыки принуждения, образцов которой нет у Моцарта и Чайковского.

Большое внимание в выступлении Бориса Евсеева было уделено рок-музыке. «Когда меня спрашивают, как я могу о ней писать, я отвечаю: там много интересного». Причиной появления рок-музыки автор назвал отсутствие настоящего пути у классики в ХХ веке. Рок-музыкой наполнена повесть «Красный рок», давшая название всей книге. В качестве иллюстрации к музыке, хорошей и деструктивной одновременно, был прослушан фрагмент песни группы ДДТ «Террорист». По мнению Евсеева, в песне присутствует открытая эмоция. Заслушиваться же музыкальной композицией заставляет как раз эмоция закрытая, опосредованная, которая также присутствует здесь, но лишь в инструментальной части.

«За музыкой всегда стоит логос, – подчеркнул Евсеев в заключении своего выступления. – Музыка обновляет логос, и это спасает людей». А затем напомнил присутствующим слова пифагорейца Дамона: «Хочешь сменить власть – смени музыку».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
769
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
963
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1109
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3120

Другие новости