Дмитрий Веденяпин показывает, откуда растут стихи.
Фото Ильи Куприянова
В культурном центре «Особняк купца Носова» сошлись поэт Дмитрий Веденяпин и пианист Ренат Кармаков. Вечер из цикла «На перекрестках», организованный творческим проектом «Полиграфомания», вновь собрал молодых и маститых литераторов и музыкантов, студентов и преподавателей Университета печати (МГУП им. Ивана Федорова) и простых посетителей. В камерной обстановке деревянного модерна в этот раз напряженно сочетались современная поэзия и музыкальная классика. Фантазия до минор Моцарта, этюды Шопена, прелюдии и музыкальные моменты Рахманинова в трактовке Кармакова, с его раскатистым, плотным, экстравертным форте, задали поначалу основную эмоцию вечера... Но вслед за тем: «Человек подходит к микрофону./ Утро отражается в реке./ Женщина летает над газоном,/ Полулежа в красном гамаке...» Этими стихами Дмитрий Веденяпин открыл свое вступление, в котором от микрофона как раз отказался, подошел вплотную к публике и надолго заставил ее вслушиваться почти что в тишину – в тот музыкальный строй, который создается лишь виртуозной дисциплиной поэтического слова. Когда Веденяпин чтение завершил и зал начал реагировать вопросами и репликами – говорили о кинематографичности услышанного, его внешней ясности, о строгости и сдержанной необычности формы, – ведущий концерта профессор Георгий Векшин заметил помимо прочего, что по отношению к жизни и к самому слову это мужественная поэзия.
Дмитрий Веденяпин читал в основном по памяти и хронологически. Прозвучали стихотворения не только из книг, но и новые, еще не опубликованные, читаемые по черновику. Развернутые ответы поэта на вопросы из зала придали концерту окраску авторского вечера. «В детстве, глубоком детстве, года в три, у меня была мечта о вещи, которая была бы вполне моя, но имела собственную волю. Домашнее животное – не то. Пластилиновые фигурки с крыльями и на ниточках, вылетающие из кустов, тоже не подходили – ясно было, что они на самом деле никуда не летят. И тут в 15 лет я читаю Мандельштама и вижу: вот оно – и оно живет. Следующая мысль: я хочу тоже такое», – признавался автор. На вопрос о процессе письма Веденяпин рассказывал, что сочиняет с 15–16 лет, что, работая над коротким стихотворением, иногда исписывает по половине тетради, о том, что силлабо-тонические размеры имеют для него почти магический смысл...
В завершение концерта Ренат Кармаков исполнил еще один «Музыкальный момент» Рахманинова, и прозвучал он уже во славу смыслов, черпаемых словом, а Дмитрий Веденяпин коротким новым стихотворением привел вечер к разрешению в «финальную тонику».
Не так давно на творческом «перекрестке» проекта «Полиграфомания» соединились громоподобный Сергей Преображенский, с его новой книгой стихов «Календа», и волны спричуэлс в исполнении хора Натальи Чумаковой. И вот спустя неделю новая встреча напомнила, что радость (чтобы не сказать – истина) искусства рождается в диалоге и споре.