Алексей Варламов выделяет мистическую составляющую в прозе Распутина.
Фото Яна Мищенко
В Большом зале Московского дома кино прошел вечер, посвященный 75-летию писателя Валентина Распутина. Вела его молодая актриса Ольга Зайцева. Она озвучила поздравительные телеграммы министра культуры РФ Александра Авдеева, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и др. Телеграммы принял заместитель министра культуры Иркутской области Сергей Ступин. Он пояснил, что Валентин Григорьевич до последнего времени давал согласие на свое участие в юбилейном вечере, но вынужден был изменить свое решение и улетел в Иркутск.
Писатель Алексей Варламов указал на то, что в произведениях Валентина Распутина есть неуловимая мистическая составляющая, которая выделяет его из писателей-деревенщиков, тяготевших к реализму: «Его отличает умение заглянуть за границу бытия, куда другие не заглядывали. Возможно, поэтому вокруг его творчества сложилась трагическая ситуация непонимания. Но и тех благостных слов, которые говорят о нем внимательные читатели, Распутин словно не слышит, проходит мимо них, своим путем».
Василий Лановой читал Пушкина и из финала «Прощания с Матерой», предварительно сказав, что многие классики вышли из гоголевской «Шинели», а мы – из Распутина. «Берегите Распутина, – напутствовал зал Никита Михалков, забежавший, по его собственным словам, с работы на минутку. – Он – наша защита». Режиссер отметил, что в отсутствии Валентина Распутина есть и положительный момент: «У нас не принято говорить в глаза: «великий писатель», а Распутин именно таков. Это мощь и покой».
Певица Евгения Смольянинова долго всматривалась в зал, сказала: «Я не вижу Валентина Григорьевича», когда узнала, что его нет, огорчилась, но на грустное очарование «Желтеющей нивы» Лермонтова и «Осень» Алексея Константиновича Толстого, на фирменную окраску ее голоса это никак не повлияло. Музыку на эти стиха Смольянинова написала сама.
Отец Тихон Шевкунов, председатель Патриаршего Совета по культуре, зачитал поздравление Валентину Григорьевичу от Патриарха Кирилла. Хор Сретенского монастыря (регент – Федор Степанов) исполнил «Марш сибирских стрелков» (которые большевики пробовали переделать в песню «По долинам и по взгорьям»), «Амурские волны» и романс «Утро туманное», который, будучи разложенным на несколько голосов, прозвучал довольно необычно. Режиссер Сергей Мирошниченко представил съемочную группу своего документального фильма «Река жизни», который был показан в завершении вечера.
Произведения Распутина весьма болезненны и массовой любви не вызывают. Но ведь писательская задача здесь иная, это летопись утраченного.