Дина Рубина и ее "Окна".
Фото Светланы Завьяловой
В московском магазине «Новый Книжный» на Сухаревской площади прошла презентация новой книги писательницы Дины Рубиной «Окна». О чем она? Это творческий симбиоз писателя и художника. Все иллюстрации книги принадлежат перу мужа Рубиной – Бориса Карефелова. В основе сборника маленькие истории, написанные под впечатлением от поездок в Венецию, Швейцарию или родом из далекого Ташкента, где прошла юность писательницы. Словом, каждый рассказ – это чья-то судьба, взгляд со стороны в короткий эпизод чьей-то жизни. Окно. Сама Дина Рубина сказала по этому поводу так: «Окна» – это моя «Одноэтажная Америка». Такая книга не может и не была написана по случаю. Любая идея сначала ждет своего часа в голове или отслеживается в черновиках, а уж потом добирается до печати. Я стараюсь записать любую интересную историю, которая попадается под руку, лихорадочно выискивая любой клочок бумаги. Так, по дороге сюда водитель Женя поведал интересный случай, и я его тут же записала».
У Дины Рубиной двое детей. «Старший сын подался в какие-то дали, там все темно и овеяно мраком. Он работает в… маркетинге! А вот дочь Ева – археолог, часто ездит на раскопки. Помню, она показывала мне какие-то камешки. «Но ведь это всего лишь камни», – говорю я. «Мама, – строго отвечает она, – ты прозаический человек! Это же сама древность!»
Оба ребенка Дины Рубиной очень религиозны, но сама писательница, как, наверное, и положено творческому человеку, старается оставаться на нейтральной территории. Впрочем, она с грустью отмечает, что, если бы люди в целом были хоть чуточку образованнее, эрудированнее и проявляли больше уважения к религии, мир стал лучше: его население было бы более терпимым и добрым. Писательница вспоминает, как многие звезды российской эстрады, приезжая на экскурсию в Иерусалим, не стесняясь, спрашивают у гида: «Скажите, а Христос до сих пор лежит в Храме Христа Господнем?» Или искренне удивляются тому, что Иисус, оказывается, был евреем: «Как, простая русская женщина родила еврея?»
Дина Рубина заметила, что скептически относится к самой идее переноса ее книг на экран. Она уверена: авторский стиль можно передать только радиопостановкой. Тот, кто читал «Камера наезжает», поймет, что имеет в виду писательница. «Самая лучшая экранизация, – говорит Рубина, – это «Собачье сердце». Возможно, она даже лучше, чем сама книга. Но, увы, мы не знаем, что по этому поводу сказал бы сам Михаил Булгаков. Роль писателя в таких вопросах крайне незначительна, а лучшее, что нам остается сделать сразу после просмотра, – уйти в спальню, положить голову на подушку и уснуть».
Не обошлось и без подарков. Среди поклонников таланта Дины Рубиной – люди незаурядных профессий. Встала женщина средних лет: «Дина Ильинична, я кукольных дел мастер. Так уж вышло, самая любимая моя книга – «Синдром Петрушки»! Поэтому примите от меня этот скромный подарок». И достает куклу. Из тех, что «играют» в театре. Возможно, и не Петрушка – но очень похожа.
Тут же последовал вопрос: «Много лет назад вы покинули Москву и переехали в Израиль. Хорошо ли вам живется в «чужом месте»?» Улыбнувшись, Дина Рубина ответила: «Чувствовать себя хорошо можно в любом месте и при любых обстоятельствах. Я счастлива уже от того, если за день написать удается хотя бы два-три приличных абзаца. Так художник радуется своему удачному творению, а вы – хорошей кукле. Главное – заниматься любимым делом!»