Председатель жюри Сергей Чупринин и член жюри Герман Садулаев задумчиво комментируют шорт-лист.
Фото автора
20 марта в московском Центре Ельцина был объявлен шорт-лист «Русской премии» для авторов, пишущих на русском, но проживающих за пределами России. В финал попали девять русскоязычных писателей из семи стран мира: Илья Риссенберг (Украина), Алексей Цветков (США), Феликс Чечик (Израиль) в номинации «поэзия», Дмитрий Вачедин (Германия), Мария Рыбакова (США), Сухбат Афлатуни (Узбекистан) по «малой прозе» и Юз Алешковский (США), Дарья Вильке (Австрия), Лена Элтанг (Литва) в «крупной прозе».
Специальный приз оргкомитета и жюри под председательством Сергея Чупринина «за вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации», вручающийся с 2010 года, достался Николаю Свентицкому (Грузия) за многолетнюю культурно-просветительскую деятельность, углубление двусторонних культурных связей между Грузией и Россией, организацию и проведение ежегодного Русско-грузинского поэтического фестиваля.
Члены жюри, куда в этом году помимо Чупринина входили поэты Александр Кабанов (Украина), Сергей Гандлевский (Россия), прозаики Андрей Курков (Украина), Елена Скульская (Эстония), Герман Садулаев (Россия), а также российские литературные критики Александр Архангельский и Борис Кузьминский, как оказалось, не совещались. Каждый голосовал в одиночестве, итог суммировался. В результате по признанию самих же судей за бортом остался ряд интересных текстов, в том числе «Триптих» того самого Саши Соколова. Зато попал Алешковский.
После пресс-конференции, на которой выступали Чупринин, Садулаев, а также автор и руководитель проекта Татьяна Восковская, филолог и поэт Дмитрий Кузьмин затеял небольшую дискуссию по поводу родовой дифференциации романа в стихах Марии Рыбаковой «Гнедич». Дескать, судить написанное стихотворной строчкой в прозаической номинации – ошибка. Редактор издательства «Время» Алла Гладкова, номинировавшая этот текст на премию, парировала тем, что «Гнедич» не выдержал бы конкуренции с поэзией, что его гораздо органичнее рассматривать в другом жанровом ракурсе. А Чупринин привел интересный факт: до того как попасть в финал «Русской премии» по «малой прозе» (в одном флаконе с подборками рассказов), «Гнедич» удостоился новомирской поэтической премии Anthologia и стал финалистом премии «Нос» в качестве «крупной прозы». В общем, тут сам теоретик литературы ногу сломит.
Как бы то ни было, шорт-лист зачитан, а победители будут объявлены 24 апреля в Президент-отеле.