Валерий Тюпа переворачивает сознание слушателей.
Фото автора
Читая лекцию в литературном клубе «Мир внутри слова», профессор Валерий Тюпа просто перевернул сознание слушателей. Он наложил стадии развития ребенка (по Льву Выготскому) на стадии развития литературы. По его мнению, словесность, как и человек, проходит, к примеру, такие фазы, как «Он-Сознание», «Я-Сознание». Валерий Игоревич рассказал и о первобытном роевом сознании, когда человек не ведал индивидуальности. Культуру барокко, ознаменовавшую собой «длинный XVI век», по протяженности влияния Тюпа сравнил с нынешним «длинным XX веком», начавшимся еще в конце XIX и продолжающимся, по его мнению, сегодня.
Валерий Игоревич – заведующий кафедрой теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ. Он автор ряда знаковых работ по литературоведению, специалист в области теории литературы, исторической эстетики, риторики, пушкиноведения, чеховедения. Словом, человек академический. Но какими доступными словами он прочитал лекцию не искушенной в филологии аудитории! Девушка с переднего ряда смотрела на лектора изумленными глазами. Профессор приводил примеры из жизни своих детей, из поры собственного детства. Зрители вместе с маленьким Валерой гнались в толпе одноклассников за мальчиком-аутсайдером, но, внезапно остановившись, осознавали себя личностью без стадных желаний.
Зрители долго не отпускали Валерия Игоревича. Вопросов оказалось много, за окном тихо шел снег, и вторая часть вечера превратилась в долгий диалог. К какому типу сознания идет современная литература? Валерий Тюпа надеется, что искусство слова может выйти к «Ты-Сознанию», предполагающему отказ от чистого самоутверждения автора и ожидание им отклика со стороны мира (читателя). Примеры «Ты-Сознания» показательны у акмеистов (Ахматова, Мандельштам) и у поэтов постакмеистического направления (Бродский). Подняли вопрос культуры чтения. Валерий Игоревич рассказал о своей экспериментальной программе школьного образования, при которой детей обязательно учат писать стихи. Ребенок научается писать элегические дистихи, бейты, затем даже сонеты. Эта методика, по мнению Тюпы, не порождает графоманов, а наоборот, уменьшает их количество. Пушкин стал бы гением и без лицея, но как же повезло лицею с Пушкиным, а Пушкину с лицеем!
Литературный клуб «Мир внутри слова», как всегда, дарил подарки самым активным участникам. На этот раз представительницы прекрасной половины человечества унесли с собой сборники стихотворений Роберта Вебера «В точке пересечения».