Ксения Радионова презентует новую книгу.
Фото автора
В московском «Гластонбери-пабе» прошла презентация второй книги «В день последнего трамвая» поэтессы, прозаика, сценариста и хозяйки возрожденного поэтического салона «Эпоха Водолея» Ксении Радионовой. Авторское чтение стихов перемежалось выступлениями гостей, показом слайд-шоу и даже танцами. Ударными были выступления «Пчела бенд» с вокалистом Олегом Чилапом, исполнившим свои вечные хиты «Она проснется в цветке...» и «А я праздную...», а также барда Олега Солдатова с душераздирающими городскими романсами. Особенно запомнился тот, в котором мама наконец разрешила герою песни жениться, а он расхотел. Однако все это хоть и здорово, но все же не главное.
Главными были стихи из нового сборника Ксении с несколько апокалиптическим, но оригинальным названием. Они неярки и хрупки. И, казалось бы, нет в них ничего, что уже не проговаривалось бы женщинами-поэтами на разные лады. Но, несмотря на обыденность отраженных в них вещей, стихи эти притягивают и своей наивностью, и той глубиной и силой, которую может позволить себе человек с определенной душевной крепостью и зрелостью: «Что может быть красивее,/ Чем яблоко в ладони?/ Глядишь на небо синее/ И взгляд небесный ловишь./ Что может быть прекраснее,/ Чем зелень за окошком./ Внизу бежит мальчишечка/ И дразнит чью-то кошку./ Что может быть обманчивей,/ Чем жизнь на этом свете?/ Днем – желтым одуванчиком,/ А к ночи – дунул ветер┘» Это строки из стихотворения «Маме».
Предельная простота картинок, с помощью которых постигается главное и важное, сменяются достаточно жестким взглядом на двойственную и абсурдную действительность: «Жаль, что все так.../ Что в этом мире/ не происходит по-другому/ И для меня дорога к счастью/ проходит только через кому.../ Жаль, что все так┘/ Я как кузнечик – / Пытаюсь, дергая коленкой,/ прыжком назад постигнуть вечность/ И вновь стою у той же стенки┘»
Однако не все в жизни так сложно, есть место и беззаботным радостям. В сборнике их полно – там есть стихи о гномах, майских жуках, любви, Коктебеле, Москве, ракушках и детях. Но что это все само по себе перед вечностью? Посмотреть на простые вещи сквозь увеличительное стеклышко и увидеть сквозь него вечность – вот что умудряется сделать Ксения Радионова в своих стихах. И апокалиптический день последнего трамвая становится тогда вполне реальным и вполне оправданно отвязным: «И в день последнего трамвая,/ на скрипке, с трубочкой, гремя,/ Бежит, по рельсам громыхая/ и шумно воздухом звеня/ На перекрестках – с остановкой,/ А по проспектам – как струя /Воды: веселой, броской, звонко,/ К себе зазывно люд маня/ Бежит трамвай! Последний, долгий!..»
Пожелаем же Ксении и постигнуть вечность, и найти дорогу к счастью, но главное – ни за что не терять свой нерв, изящество и смелость. Без них, понятное дело, простые вещи останутся просто вещами, а обыденность – обыденностью. И тогда точно ни вечности не постигнуть, ни счастья не видать.