В литературном салоне «Классики XXI века» прошла презентация книги поэта и прозаика Вадима Муратханова «Приближение к дому». Вадим известен как один из участников объединения «Ташкентская поэтическая школа», основателей Ташкентского открытого фестиваля поэзии и альманаха «Малый шелковый путь».
Уже длительное время живущий в столице и интегрированный в московский литературный процесс, он сохраняет и развивает в своем творчестве характерные черты национального письма. В результате рождается своеобразный «магический реализм», в котором предметный мир наполняется новыми смыслами и складывается в микрокосм лирического героя.
В книгу вошли как стихи, так и избранные рассказы, написанные за достаточно долгий период времени. На вечере, однако, Вадим читал только поэтические произведения. Тема потери, поисков и обретения дома проходила сквозь них красной нитью. Поэтика Муратханова строится на переживании разлома – биографического, геополитического, метафизического. Сборник вышел в Алматы в серии «Алматинские литературные чтения», где уже увидели свет книги Светланы Кековой, Евгения Рейна и некоторых других авторов.
Выступивший в начале вечера Глеб Шульпяков, которому принадлежит предисловие к сборнику, говорил о том, что в стихах Вадима необходимо настроиться на определенную волну, войти в некий туннель. В середине чтений слово взял коллега и соратник Муратханова по «Ташкентской поэтической школе» Санжар Янышев. Он охарактеризовал Вадима как «поэта без истории» в цветаевской терминологии и отметил, что, по его мнению, ключ к стихам здесь нужно искать в прозе. Вместе они – и стихи, и рассказы – обнаруживают двоемирие автора, причем двоемирие трагическое, основанное на болевом ощущении этой двойственности. В заключение вечера Муратханов прочитал стихи из нового цикла «Прощание с языком», ряд заглавий в котором был дан на узбекском языке. Здесь произошло дальнейшее обнажение трагизма в авторском мировосприятии. Чего стоят хотя бы такие строчки: «Короткая радость стояния на дне/ До сих пор не дает научиться плавать».
Остается добавить, что книга проиллюстрирована работами живущей в Ростове-на-Дону художницы Лили Калаус, выставка которых также была представлена в салоне.