Николай Калиниченко демонстрирует свою точку зрения.
Фото Максима Атякшева
Открыл мероприятие Николай Калиниченко, прочитав современную (то есть написанную в постиндустриальное время и рассказывающую о представителях информационного общества), но все же романтичную сказку. Тонкой, ироничной прозой автор настроил публику на правильный, инфоромантический лад и перешел к стихам. Собственно Николай был бенефициантом этого вечера, а друзья по литературному объединению пришли его поддержать.
Участников Поэтического содружества инфоромантиков (ПСИ) помимо общей цели (поддержание основ классического стихосложения при новаторском переосмыслении акцентов бытия) объединяет любовь к добротной фантастической литературе. Так, Николай Калиниченко в стихотворении «Илла» реконструировал диалог марсианской пары, переживающей кризис отношений. Поэт и без того лиричную прозу Рэя Брэдбери переосмыслил на современный лад, и от того стало особенно грустно. Но грусть исчезла, как только Николай прочитал «поэтическую инструкцию» по извлечению романтики из серых будней. В стихотворении «Точка зрения» (так называется дебютный сборник Калиниченко, который, увы, не успел к этому вечеру) лирический герой посмотрел на кипящий кофейник «сквозь дырку в ломте отрезанном» и увидел там размытую и необъяснимую красоту, а также дремлющего в материнском чреве ребенка.
Игорь Минаков продолжил гнуть лирическую линию: спустился в неизведанные, нехоженые пещеры, которые, по его мнению, еще существуют на планете. Минаков убедителен, так как образно бьет по всем органам чувств. «Серых призраков бивни белые», – рисует он картинку древности перед глазами, «запах дерьма и древности», – «чуят» слушатели вместе с ним, «лунный свет изо всех щелей», – подпускает мистики поэт. Резюмируя, автор дискредитирует Google Maps, а с ним и мещанскую уверенность в торжестве техногаджетов над тайнами Земли: «Брешут карты земной поверхности/ Жизнь полнее в прошедшем времени, / Карты лучше с изнанки карт».
Игорь Минаков, как оказалось, не только поэт и литературный редактор, но еще и драматург по совместительству. В этом участники вечера смогли убедиться, послушав нанопьесу «Где ты, Золушка?». Золушка Минакова не оставила принцу ни единого шанса и подобрала обе туфли. Сказки не случилось. Тему разочарованной Золушки Минаков развивает в стихах: «Золушке тридцать, замужем не за принцем/ Рано встает, мужа кормить и деток/ Принц проезжал в прошлом году зимою/ Жаль разминулись где-то в дороге сказки». Минаков, в силу возраста видимо, самый информированный романтик, поэтому в его поэзии преобладают минорные ноты.
У третьего участника вечера – Андрея Щербака-Жукова свой метод возгонки романтического состояния – алкогольные эксперименты и опыты над животными. В результате его исследований на свет появились кайра и сайра, трилобит и троглодит, а также другие биологические виды. В заключение поэт прочел стихотворение о космической экспедиции пьяных котят. Напоить животных и отправить их в черную бездну он решил по случаю прощания с годом 50-летия первого полета в космос.
Принцип инфоромантиков сработал – изумленная публика, которая состояла из посетителей «Кухни поэтической рубрики журнала «Студенческий меридиан», успешно и с удовольствием вычленила романтику из повседневности.