Любитель барсуков – Николай Звягинцев.
Фото автора
В клубе Bilingua прошла презентация книги Николая Звягинцева «Улица Тассо». Поэзия Николая Звягинцева – средоточие кропотливо собранных образов, значение которых постепенно, с нарастающей силой раскрывается красочным букетом, лучезарным веером солнечных цветов Италии – подсолнухов.
В начале презентации поэт отметил, что в новом сборнике заключены его две большие любви – к Италии и к барсукам. Tasso в переводе с итальянского означает «барсук», и именно этот образ Николай Звягинцев использовал при оформлении книжной обложки: на запотевшем стекле схематично изображена мордочка зверька, а снаружи – улица, огни┘
Соло Николая Звягинцева в этот вечер не нарушил никто. Его сборник предваряет слово об авторе Михаила Нилина: «┘Я знаю Звягинцева дольше многих и едва ли не раньше осознал, что наш товарищ стоит в ряду лучших завершившегося века – не без шанса удержать первенство в текущем». По признанию автора «Улицы Тассо», все, что можно было сказать, сказано о нем в этом предисловии, а дальше нужно только читать и слушать сами стихи.
Ассоциативный ряд, глубина чувств, искусное сплетение слов, образов заставляет перечитывать строки снова и снова, чтобы угадать, где оно, это дно, о котором говорит поэт, да и есть ли оно┘ Здесь возможно все: бронзовой девушке искупаться, увидеть «скважину замочную чьей-то души», услышать «голосов полированный камень, линии судьбы на стеклянных руках», «как это бывает на гражданской войне». Здесь IKEA упоминается лишь для пущей наглядности, актуальности, для того чтобы переосмыслить общепринятую систему ценностей, свергнуть быт с пьедестала, на который его воздвигли. А воздух хоть и «распластанный», но «чудом сохранившийся», уцелевший, «словно непогашенный лежит парашют» для будущих поколений – жизненно необходимое мирное небо над головой.
В книгу вошли небольшие циклы стихов – «Корабли и капуста», «Четыре пистолета» и «Улица Тассо». Название последнего перешло ко всему поэтическому сборнику неслучайно. Звягинцев поделился предысторией рождения цикла. Когда-то автор оказался в маленьком городке Бергамо, где, прогуливаясь, наткнулся на улицу Тассо. В его воображении появилась ассоциация с итальянским походом Александра Суворова, в армии которого служил и командовал сотней солдат некий Барсуков. Интересно, что было бы, если бы этот военный с говорящей фамилией прошелся бы по улице итальянского «барсука». Игра слов, непредсказуемость, наивность, фантазия и искусность составили композицию цикла «Улицы┘»: начав с Бергамо, продолжив во Флоренции и завершив священным Римом, в котором «летающие спутницы трубы и фагота, в этой части города лишаются колготок».
В стихотворениях Николая Звягинцева за красиво сложенным шлейфом слов стоит отнюдь не напускная серьезность тем и проблем, которые представляют для него сущность жизни, поэт заставляет верить в их объем и напрочь позабыть о плоскостном мышлении. «Вот рисует судебный художник/ В небе свободное молоко,/ Как засыпающий зимний дождик,/ Оно может хрустнуть под каблуком». И даже «неправильные пчелы», образ-толчок, заимствованный из оптимистичной сказки Алана Александра Милна, обрисовывают нелегкое, тернистое начало человеческого пути: «Пока не дышат судьба и почва... самая первая яма – твоя». Новые стихотворения Николая Звягинцева интересны и драматичны: их чувствуешь через обложку, видишь через дымку запотевшего стекла с нарисованным смайликом барсука, которого в Италии зовут Тассо.