14 декабря – дата определена раз и навсегда – день рождения Геннадия Григорьева и вручения призов Григорьевской поэтической премии. В этом году она вручалась уже во второй раз, а значит, есть шанс, что будет и третий, и четвертый, и┘ Премия уверенно вошла в поэтическую жизнь. У нее есть не только свой учредитель и спонсор, не только неизменный состав жюри и секретарь, не только сформулированные правила и определенные критерии отбора участников, но она уже имеет свои традиции.
Над вами могут нависать гигантские «сосули», как в прошлом году, или лить бесконечный внесезонный нудный дождь, как в этом, но праздник вручения призов Григорьевской поэтической премии состоится. Будет зал, будет президиум, воссядет жюри, и┘ нет, не сразу нам объявят победителей. В начале будет слэм. Да, слэм на торжественном вручении Григорьевской премии, он особенный, он тоже с призами, какие на слэмах и не снились, и с непредсказуемыми результатами, и с самой неравнодушной публикой с ее возгласами от «Боже, как стыдно!» до «Браво!!!» и чего-то еще непечатного.
И только потом Виктор Топоров, один из членов жюри Григорьевской премии, возьмет микрофон и очень спокойно станет рассказывать, сколько поэтов было приглашено к участию в премии в этом году, сколько из них прислали свои тексты на суд жюри... Из них жюри выбрало 12 авторских подборок, а уже из 12 оставило шесть, которые и составили шорт-лист Григорьевской премии. Все это хорошо слушать, когда вашей фамилии нет в этом шорт-листе, тогда вы все слышите, в ушах ничего не пульсирует, сердце не замирает, вы наблюдатель. А каково этой шестерке? Их шесть, а призов всего три!
И вот началось: «Третью премию и приз в одну тысячу долларов получает (пауза, а у шестерых сердце упало куда-то) – Игорь Караулов, Москва!» Ну, тут вручение диплома и конверта, поздравления, ответная речь лауреата: «Счастлив и горд уже просто быть в этой шестерке┘ а теперь-то┘»
Осталось пять подопытных (опыт на выносливость нервной системы).
«Вторую премию и приз в две тысячи долларов получает (пауза ничуть не меньше, чем в первый раз) – Валентин Бобрецов, Санкт-Петербург!» Грамота, конверт, поклоны, спасибо, поздравления┘
Теперь осталось четверо. Из них только один станет главным героем, а прочие будут ни с чем. Это ужасно.
«Первую премию и приз в пять тысяч долларов получает (не томите, Виктор Леонидович, у поэтов нервы слабые) – Александр Кабанов, Киев!» Туш! Грамота! Конверт! Браво! Ура! «И в воздух чепчики бросали».
Фотовспышки, целования, обнимания. И уже традиция – все в банкетный зал. Стоит ли описывать поэтическое застолье? Должно просто сказать спасибо за этот праздник поэзии и его неформальное продолжение. Сказать в первую очередь сыну Геннадия Григорьева Анатолию, сказать всем членам жюри, которые за два месяца прочли столько стихотворных подборок, что любой нормальный человек просто заболел бы. А ведь еще предстоит работа по выпуску «Антологии Григорьевской премии-2011», куда войдут стихи не только победителей, а всех участников этого года. «Антология Григорьевской премии-2010» недавно вышла (см. «НГ-EL» от 08.12.11).