Цвет российской лесковистики.
Фото Ларисы Бодростиной
В конце ноября в Москве прошла международная научная конференция «Документальное наследие Н.С.Лескова: текстология и поэтика». За несколько суховатым заглавием кроется весьма острая коллизия: в советское время наследие автора «Левши» изучалось предельно суженно. Собственно говоря, он и был для миллионов читателей лишь автором «Левши» да «Очарованного странника». До сих пор нет научной биографии Николая Лескова (1831–1895); завершение издания его полного собрания сочинений, начатого в 1996 году, остается делом будущего. В то же время Игорь Северянин называл Лескова «прозеванным гением», его много переводили на иностранные языки, его книгами зачитывались писатели, находя в них непревзойденный по богатству лексики и синтаксиса язык, ярко выписанные характеры, среди которых поражают своей жизненной мощью женские персонажи.
Но если прежде из Лескова старательно лепили обличителя самодержавия, готового чуть ли не к вступлению в ленинский Союз борьбы за освобождение рабочего класса, то теперь его живое лицо пытаются преобразовать в лик так называемого православного писателя, несмотря на его многочисленные выпады против митрополита Филарета, Иоанна Кронштадтского и духовенства в целом┘
Конференция, организаторами которой выступили ученые из Российского архива литературы и искусства (РГАЛИ), была призвана разобраться с накопившимися проблемами лесковистики, наметить здравые пути ее развития. Здесь дискурсы, коннотации и прочие эксплициты и имплициты проверяют самым надежным путем – документами, рукописями, одним словом, автографами. Существует проблема так называемого распыления архива автора – рукописи Лескова находится в различных хранилищах (РГАЛИ, «Пушкинский дом», Орловский литературный музей). Но сегодня электронные технологии предоставляют ученым уникальные возможности – объединенные виртуальные архивы, базы данных. РГАЛИ активно включился в эту работу.
В конференции приняли участие исследователи из 29 городов России, ученые из Латвии и Украины (часть докладов была представлена в стендовой форме). Давно замечено: современная лесковистика развивается главным образом усилиями представительниц того пола, который так знал, любил и мог живописать словом Лесков. И нынешнее научное собрание гендерное соотношение не поколебало. Вскоре в этом смогут убедиться все любознательные: материалы конференции будут представлены в двух сборниках, один из которых уже вышел.