Сергей Филатов (слева) представляет Вячеслава Рыбакова "липкинской" аудитории.
Фото автора
На Форум молодых писателей в пансионате «Липки» Вячеслав Рыбаков, известный и под своим настоящим именем, и как «половина» Хольма ван Зайчика, приехал не только как писатель-фантаст┘ «Журнал «Нева» направил, – скромно сказал он. – Я приглашен как востоковед, доктор наук, специалист по истории Китая и публицист».
Вячеслав Рыбаков открылся с неожиданной стороны. И он сам утверждает, что являет собой пример успешного многостаночника. Так вот он, тот герой современности, которого все безрезультатно искали на круглом столе пару часов назад. Вячеслав Рыбаков продолжает двигать вперед науку за копейки. Тот самый неизвестный солдат, на котором держится мир. Вернее, был бы неизвестным, если б ему не удалось прославиться как писателю.
Оказывается, Вячеслав Рыбаков мечтал до девятого класса пойти в ядерные физики, но потом понял, что лучшего Марса, чем Китай, ему не найти. Вячеслав едва ли не единственный в мире перевел «Уголовные установления Тан» («Тан люй шу и»). Есть еще один, американец, который сделал это на три года раньше. «Так что я тот, кто догнал и перегнал Америку», – шутит Вячеслав Рыбаков.
Рыбаков вспомнил, как в 80-м году к нему пришли, чтобы конфисковать его повесть, а в «Литературной газете» его назвали «идеологом русского нацизма». Но ему посчастливилось учиться у Стругацких, написать сценарий к фильму «Письма мертвого человека» и опубликовать много книг и статей в различных журналах. А теперь еще и свой сайт появился: http://rybakov.pvost.org/.
На форуме он представил доклад «Фантастика и культурологи». И процитировал две мысли: «Из дерьма можно сделать конфетку, но это будет конфетка из дерьма» и «Добро надо делать из зла, если его больше не из чего сделать».
Писатель посетовал, что годы пустых книжных полок в магазинах привели к наплыву легкой литературы. Потому что писать фэнтези о гоблинах проще, чем делать качественную НФ. Гонорар тот же, а на научную фантастику уходит на порядок больше сил и времени. Мало кто сейчас может уследить за новыми технологиями и попробовать смоделировать будущее. Вячеслав отметил, что и система ценностей, которая была присуща НФ 50-х годов ХХ века, сейчас практически утрачена. Это та система ценностей, живя по которой, герой не искал в пустыне сокровища, а пытался принести воду и насадить сад.
Вячеслав Рыбаков высказал интересную мысль о том, что фантастика – это своеобразная молитва о том, что Бог ниспошлет. Это «варианты будущего, которое мы хотим или не хотим».
В 80-е годы началась «антитоталитарная пурга», по мнению Рыбакова, и главная идея этой «пурги» – «кругом одно быдло и враждебное государство». Писатели стали выдавать как можно более мерзостное описание мира, талантливо выписывали страдания. Все, кто писал не так, вычеркивались. Стали писать одинаково, все против всех. Из зала девушка задала вопрос: «А не назовете писателей поименно?» На что Рыбаков ответил, что всех своих коллег уважает и называть их не будет, все и так примерно представляют, о ком идет речь. И добавил, что появление произведения «Москва – Петушки» в Китае немыслимо, потому что они очень заботятся о здоровье нации, и произведение, где главный герой – пьяница, который у всех вызывает умиление, это не для них.
На вопрос: «Правда ли, что со временем нас поглотят китайцы?» – Рыбаков улыбнулся и ответил: «Все мы примерно знаем, что нас ждет, но мне хочется оставаться оптимистом. Я в своей книге «Се творю» намекнул, каким может быть выход из создавшейся ситуации. И в какой стороне света можно обнаружить рецепт».