Мария Васильева – "актриса, читающая свои стихи".
Фото Светланы Репях
Игорь Волгин может порадоваться за ученицу. Не поспешно, но вовремя Мария Васильева, студентка 3-го курса Литинститута, решила выйти к читателю, символично назвав первый творческий вечер «Начало». Это действительно начало – не только встреч с публикой в качестве поэта, но литературного пути (стихи Васильевой готовятся к публикации в «Арионе»).
Впрочем, это в поэтическом мире имя Марии ново, а вот со зрителем она знакома давно. Три года работы в театре, недолгая (но все-таки) учеба в театральном, а теперь – Литинститут, семинары, студия «Луч»┘ Не случайно Мария Васильева добавила к названию встречи приписку: «Актриса, читающая свои стихи». И с самого начала удивила откровением: «Нужно быть немножко коровой, чтобы писать стихи┘» Зрители, собравшиеся в полутемном зале «Шоколадной фабрики», устремили взгляды на сцену. Эпатаж соединялся с откровенностью и некой (сугубо поэтической) обнаженностью. Шутливо-озорное посвящение двум Дмитриям – Ленскому (однокурснику Марии) и Воденникову: «Поэт – беспол и безвремен / И пусть я целую женщин / А ты немного беремен» выглядело как отвлекающий маневр в водовороте лирических (или нарочито антилирических) образов: «Поэты рано издыхают,/ Я лопну скоро как пузырь», «И слушай в трубку «я тебе завидую», когда хочешь услышать «люблю»». Впрочем, по вырванным из контекста строчкам трудно почувствовать энергию, которая бурлила в актрисе, неожиданно перевоплотившейся в поэтессу. Мария читала с вызовом, выбрасывая стихи, как на заклание, немного грубые, немного натуралистичные, но вот в чем дело – публика воспринимала этот вызов не в штыки, а принимала как должное.
Наверное, поэтому вечер, разделенный на восемь поэтических частей и соответственно семь музыкальных пауз, не показался затянутым. Стихотворения, составляющие каждое отделение программы, переплетались, создавая иллюзию одного стиха – одной исповеди. «В чем-то длинном и с косой в руке – это не смерть,/ Это девочка на кровати Онкоцентра./ Если закрыть глаза и не почувствовать твердь,/ Значит ноги мои все равно, что русалкин хвост, их нет./ Для запуска душ в облака не хватает нажатия энтра/ И тело тянет к Земле, как к самой твердой из планет».
Как говорили мудрые, нужно правильно рассчитать время дебюта. «Начало» Марии Васильевой случилось вовремя – когда поэтессе уже есть о чем сказать миру и когда она, пройдя горнило семинаров знаменитого «Луча», может выразить мысли на языке поэтическом. А актерское прошлое добавило индивидуальности. И стихам, и самому «Началу».