Вениамин Смехов обожает "Москву–Петушки".
Фото автора
Как не уставали поминать участники действа, состоявшегося в актовом зале Исторического музея: Веничка наконец-то увидел Кремль, по крайней мере вот таким аллегорическим способом. В максимальной близости от его могучих стен презентовали не менее могучее издание одного из, не постесняемся сказать, гениальнейших произведений XX века – поэмы «Москва–Петушки». Как выразился ближайший друг автора – писатель Слава Лён, Ерофеев был бы в ужасе, узнав, что поэму издали в таком дорогущем формате: сколько бутылок водки можно было бы на эти деньги купить! Впрочем, если говорить серьезно, как признался директор издательства «Вита Нова» Алексей Захаренков, они очень долго готовили эту книгу и даже не верили в благополучный исход мероприятия. Но вот свершилось, и в итоге мы имеем широкоформатное издание в переплете из натуральной кожи с золотой фольгой, стилизованном под обложку Самиздата. Но еще интереснее то, что внутри. Помимо самой поэмы книга содержит энциклопедический комментарий Алексея Плуцера-Сарно «Энциклопедия русского пьянства», «Хронику жизни и творчества В.Ерофеева», составленную директором Хибинского литературного музея Венедикта Ерофеева Евгением Шталем, полсотни иллюстраций художника Василия Голубева (группа «Митьки»), выполненных специально для проекта, фотографии, а также коллекцию образцов этикеток алкогольных напитков, среди которых, например, знаменитая «Кориандровая», портвейны «Агдам» и «Анапа», массандровский «Херес».
На презентации вдохновенно выступал Вениамин Смехов, обожающий это произведение. Актер и литератор вспоминал, как они в 70-е на квартире поэта Александра Величанского впервые читали поэму и как он, тогда еще не понимавший всех скрытых смыслов, наслаждался великолепным поэтичным языком. Апогеем его выступления стало мастерское чтение отрывка поэмы – про Пушкина и комсорга Евтюшкина. Кстати, Смехов, как и издатели, сделал подарок покойному автору, озвучив «Вальпургиеву ночь, или Шаги командора», сделав аудиокнигу. После Вениамина Смехова слово взял поэт Виктор Коркия, отметивший, между прочим, что «Москва–Петушки», несмотря на свободу печати, и сегодня остается запрещенным произведением. Конечно, издатели оговорились, что «Энциклопедия русского пьянства» – название условное, а сам Плуцер-Сарно в отзыве отметил, что его «заметки на полях поэмы» отнюдь не научная работа словарно-энциклопедического жанра, а лишь собрание небольшого «бытового» материала». По поводу издания высказались поэт Владимир Бережков и Слава Лён, поведавший о своей статье «Веничка как национальный герой». Повис вопрос: почему в иллюстраторы не позвали Михаила Шемякина или Валерия Мишина? Однако Алексей Захаренков разъяснил, что, по его мнению, «Москва–Петушки» – это не совсем их тема, а Василий Голубев был полностью в своей стихии и, что важно, не банально проиллюстрировал многочисленные крылатые цитаты, но сумел вскрыть глубинную инфернальную суть произведения.