Виктор Пеленягрэ на фоне бюста Пушкина. Угадайте, кто из них написал "Как упоительны в России вечера"?
Фото автора
В имение Вульфов, где в детские годы воспитывалась будущая сердцеедка, прекрасная Анна Керн, Александр Пушкин наведывался не раз и не два. Здесь, на удивительно красивой берновской земле, были созданы отдельные строки «Евгения Онегина», написаны «Анчар» и «Зимнее утро»┘
Неудивительно, что в этом средоточии среднерусской красоты, в селе Бернове Старицкого района Тверской области, появился фестиваль с простым, но емким названием «Берновская осень». Семь лет подряд Надежда Веселова и Валентина Громова тянут этот воз, но разве можно о чем-то жалеть, когда столичные гости, впервые ступив на берновскую землю, восторженно застывают: «Ах┘»
Золотые парковые дорожки бывшего имения Вульфов (в самом имении разместился Пушкинский музей) манят, зовут погрузиться в это золото опадающей листвы, в этот покой, отдающий мятежностью┘ Впрочем, фестивальный график не позволяет отвлекаться на красоты. Из актового зала, спрятавшегося за экспозицией, раздается чтение стихов – это авторы знакомятся друг с другом, презентуют новые сборники, фотографируются на память. Балагурит и читает стихи, что называется, «с перчиком» Виктор Пеленягрэ, а местные жители обступили, наперебой задают вопросы: «Это вы написали песню «Как упоительны в России вечера»?» – «Я». «А «Шарманку»? А «Мои финансы поют романсы»? А┘» И на все получают утвердительный ответ.
Дарит книжки и рассказывает о столичной литературной жизни Светлана Василенко. А потом вскользь замечает, что неплохо создать на тверской земле отделение Союза российских писателей, в котором местным поэтам-почвенникам будут только рады.
Знакомство перетекает в зал берновского ДК, где начинается церемония награждения областного конкурса для детей с ограниченными возможностями. Смущенные излишним вниманием ребята вскарабкиваются на сцену под дружные аплодисменты фестивальцев. Впрочем, холод дома культуры настойчиво приглашал вернуться в имение и продолжить чтения. И вновь звучали стихи как тверских литераторов Елены Давыдовой (см. ее стихотворения в номере «НГ-EL» от 06.10.11), Максима Страхова, Анны Сургур, Любови Старшиновой, Сергея Полежаева, Марии Вольской, так и столичных гостей Натальи Елизаровой и Бориса Кутенкова.
Однако берновские места на то и называют пушкинскими, что чтениями программа не ограничилась. Вечером первого дня состоялся мастер-класс кандидата филологических наук, доцента Тверского госуниверситета Александра Бойникова, который просто, но доказательно разобрал стихотворения участников вышедшего накануне сборника «Берновская осень». Пример Пушкина, не только любовавшегося здесь подрастающей Анечкой, но и находившего время для плодотворной работы, был как нельзя кстати.
Последними золотыми фестивальными листочками стали доклады, прочитанные утром второго дня. Среди них выделим фундаментальное исследование доктора филологических наук Натальи Беляевой, рассказавшей о жизни и творчестве Николая Гумилева, а также рассказ Бориса Кутенкова о тенденциях в современной поэзии и литературной критике.