Стремительная и хрупкая Инга Кузнецова.
Фото автора
В рамках Биеннале поэтов прошел поэтический вечер «Круг чтения». Стихи трех московских поэтов – Глеба Шульпякова, Дмитрия Тонконогова и Инги Кузнецовой – звучали в стенах МХАТа имени Чехова. На взгляд создателя цикла «Мхатовские вечера» режиссера Марины Брусникиной, встреча молодых актеров с современной литературой дает возможность не только слышать и анализировать действительность, в которой мы существуем, но и делиться личными открытиями и предпочтениями со зрителем.
Стихи этих трех представителей поколения, пришедшего в литературу в самом конце ХХ века и состоявшегося в веке XXI, полны духом нового тысячелетия, но сохраняют традиции великой русской поэзии. В кругу профессиональных чтецов собрались корифеи и молодые актеры: Юлия Чебакова, Алена Хованская, Марина Брусникина, Евгения Добровольская, Валерий Трошин, Павел Ващилин, Олег Тополянский, Ольга Литвинова, Елена Лемешко, Яна Гладких, Александр Арсентьев.
Путешественник по натуре – Глеб Шульпяков – постоянно следит за миром, за собой, близкими. В его поэзии нет ни временных, ни географических границ, он истинный странник в прошлом и настоящем, с любовью наблюдающий за тем, как «кипит похлебка на огне» или как «в саду белеет простыня», слушающий реку, тишину, провожающий облака. Порой, пробродив по деревне или по заграничным просторам, его фантазия обрастает неординарными образами, сравнениями, полными сюрреализма и философии. «Низко стоят над Москвой облака,/ (┘) и покрывается пленкой зрачок,/ птичьим пером обрастает рука,/ в белом зрачке облака, облака». Или пальто «набрасывается на человека – / (┘) а потом выбрасывает на вешалку,/ и человек висит в кладовке –/ забытый, никому не нужный┘»
Сильная, стремительная и в то же время хрупкая, постоянно срывающаяся интонация поэзия Инги Кузнецовой трогает до глубины души, заставляет слушать снег, «стоять челюскинцем на льдине», чувствовать «в горле пугающе-липкую мглу от торфяников». Ее поэзия напоминает пламя вначале незаметное, словно ненастоящее, несерьезное, однако быстро разрастающееся и набирающее силу, превращающееся в стихию огня. Лиричность и проникновенность Инги Кузнецовой сквозит в каждой строчке ее стихов. «Мы думали горизонтально/ о смысле чисел/ (┘) шел поединок сна и лиха/ мы были зимним человеком/ с пыльцой на веках».
Язвительная, искрометная ирония произведений Дмитрия Тонконогова, кажется, родилась впереди самого поэта. Его поэзия свободна от формы, темы, выражения – она лишена всяческих границ. Он кидает первую фразу: «Кто это там на дорожке беговой/ в синей майке разговаривает сам с собой?» – и увлекает безоговорочно и безвозвратно. Поэт может рассказывать и о «мастере спорта по тяжелой судьбе», и о «заве учебной частью».
Актерское и авторское чтение во МХАТе – это полюсные взгляды на описанную в рукописях действительность, однако в каждом выступлении стихотворные строки словно заново рождались, открывали неизведанные дали.