Павел Михед рассказывает о том, что отец Гоголя тоже был писателем.
Фото Людмилы Обуховской
«Был в Крыму, где пачкался в минеральных грязях», – писал в 1835 году Гоголь Василию Жуковскому, имея в виду пребывание в Саках. О лечебных свойствах местности упоминали когда-то Гай Плиний Старший и Клавдий Птолемей. В 1854 году здесь начался опыт радикального геополитического лечения – этот берег стал местом высадки союзников входе Крымской войны.
Программу прошедшего в сентябре в Саках Х (юбилейного) международного научного симпозиума «Русский вектор в мировой литературе: крымский контекст» украшают трогательные фигурки как будто бы любовно мажущих друг друга целебной грязью Пушкина и Гоголя – истинных гениев места и культурного оздоровления.
В рамках симпозиума прошли базовые, начавшиеся в 1989 году в спасенном доме Ришелье в Гурзуфе, XXI крымские международные Пушкинские научные чтения «Пушкинский космос: национальное и всемирное», а также VII международные крымские Гоголевские, XIII Ахматовские, XIII Набоковские, VIII Толстовские, XII Горьковские, XI Бунинские, XXI Шмелевские, VIII Чичибабинские, V Михайловские, III Булгаковские, II Короленковские, II Купринские, II крымские международные научные чтения Аркадия Аверченко и первые научные чтения Достоевского.
В работе симпозиума приняли участие профессор Юрий Милославский (Нью-Йорк, США), профессор, директор Европейского института в Токио Синъити Мурата (Япония), представители Польши, Белоруссии, но больше всего, конечно, было российских и украинских филологов. В то же время бросалось в глаза отсутствие кого-либо из российского литературоведческого «начальства», тогда как Институт литературы им. Тараса Шевченко Национальной академии наук Украины представлял Павел Михед.
Целебность «крымского контекста» проявилась во внимании к родственным связям. Павел Михед посвятил доклад отцу Гоголя Василию, автору пьесы «Простак», которая сюжетно напоминает знаменитую комедию Ивана Котляревского «Москаль-чарiвник», но уже с гоголевской грустинкой. Елена Белоусова (Тула) рассказала о старшем брате Льва Толстого Николае, приобщавшем будущего классика к Кавказу (в том числе и как литератор). Марина Новикова (Симферополь) задала тон регионоведческому контексту, поставив вопрос о фольклорных истоках поэзии Николая Рубцова. Юрий Милославский показал, как благодаря рекламным индустриям литературный контекст замыкается в самом себе. Евпаторийский писатель Евгений Никифоров зачерпнул для сопоставления характерной постмодернистской литературной и кинематографической «грязи».