Людмила Осокина, Нина Краснова, Анатолий Шамардин и Эмиль Сокольский в ЦДЛ.
Фото автора
Кажется, только вчера в ЦДЛ было закрытие прошлого сезона клуба Кирилла Ковальджи, ан с того дня прошло уже несколько месяцев, «лето красное» пролетело, и на днях состоялось открытие нового. Вечер начался с презентации новой книги Нины Красновой «Избранное», которая вышла в издательстве Юрия Кувалдина «Книжный сад», в оформлении Александра Трифонова и с предисловием Валерия Золотухина. В новую книгу включены стихи из разных книг, начиная с самых первых, советского и перестроечного времени – «Разбег», «Такие красные цветы», «Потерянное кольцо», «Плач по рекам».
«Поскольку у меня раньше не было «Избранного», то для большинства читателей мои старые стихи будут новыми. И сейчас я совершу литературное путешествие во времени и прочитаю вам по одному стихотворению из каждой книги, чтобы вы увидели мой литературный путь», – сказала Нина Краснова и стала читать, сопровождая стихи короткими ремарками. «Я гуляла по райскому саду,/ Пела песни на сто ладов,/ Для себя находя усладу/ В дегустации райских плодов».
За кулисами, как рояль в кустах, оказался певец и композитор Анатолий Шамардин, тенор с шестиструнной гитарой, – он спел две песни на стихи Нины Красновой. Критик из Ростова-на-Дону Эмиль Сокольский, автор основательных статей о поэзии Нины Красновой (см. «НГ-EL» от 03.04.10) сказал, что он давно мечтал держать в руках ее «Избранное».
Главный редактор журнала «Детское чтение для сердца и разума» Петр Кобликов сказал, что «Нина Краснова – Жар-птица русской поэзии», что «ее стихи по своему драматизму, глубине, художественной наполненности и лаконичности сравнимы с древнегреческими и японскими миниатюрами», а «атрибуты обыденности у нее обретают эпическое звучание, потому что сами ее стихи не придавлены этой обыденностью, а наоборот – очень возвышенны».
Герман Гецевич сказал: «Нина Краснова – всегда изменяющаяся поэтесса, и ее поэзия – не какая-то раз и навсегда застывшая, окаменевшая форма... Нина пишет то пронзительно лирические стихи, то убийственно ироничные, то народно-фольклорные, частушки, раешники, то традиционные стихи, то авангардные. Она как бы все время надевает на себя разные маски. Но за всеми этими масками видится она сама. Она всегда нова, интересна и неожиданна».
Людмила Осокина сказала, что книгу Нины Красновой приятно взять в руки, она очень эстетична по своему формату, оформлению, в переплете малахитового цвета, с золотым тиснением, с ляссе (ленточкой-закладкой). И прочитала одно из самых ранних стихотворений Нины Красновой: «Хочется принцессою стать / И примерить солнца корону». Чего Нине хотелось, то и осуществилось. Она стала Принцессой поэзии «МК» и Королевой эротической поэзии России.
Валентин Резник сказал, что Нину Краснову некоторые воспринимают упрощенно, как скоморошную поэтессу, но она совсем не проста, а ее скоморошная маска – это трагическая маска. Он отметил, что Нина Краснова еще и автор великолепных эссе о поэтах Серебряного века и «летописица» нашего времени – напечатала в своем альманахе «Эолова арфа» стенограмму панихиды по Андрею Вознесенскому, стенограммы вечеров Евгения Евтушенко, Евгения Рейна. Этим материалам нет цены.
Потом говорили о Нине Красновой и читали свои стихи Александр Елизаров, Наталья Елизарова, Елена Кантор, Андрей Патаракин, Дарья Корнилова, Татьяна Васильева, Марина Шамсутдинова.
В заключение Кирилл Ковальджи рассказал о своем участии в поэтическом фестивале в Румынии: «Поэты разных стран читали там в основном слишком литературные стихи, так называемые тексты. Я рад, что стихи Нины Красновой всегда очень живые». Под занавес он прочитал свои новые стихи, с художественной медитацией и юмором: «Были мужем и женой,/ Стали родственники», «С милым рай и в шалаше,/ Если там не Ленин и Зиновьев»...