Простой людоед Данила Давыдов.
Фото автора
Большинство людей не совершало ничего грандиозного – они не стали, скажем, обладателями Нобелевской премии, не летали в космос, не заработали в 16 лет первый миллион долларов и т.п. Вот Данила Давыдов – он тоже не совершил ничего сверхвыдающегося. Его работы не стали вехой в отечественной филологии, по его стихам не ставят театральных постановок, над его прозой не всплакнет украдкой юная студентка филфака (хотя, скажем, повесть «Схема линий московского метро» стоит многого!). И как критик он не стремится занять привилегированное место нового Белинского или Страхова, уступая пальму первенства коллегам более крикливым, задорным или просто наделенным неуемной волей к власти. Для Данилы Давыдова, кажется, «процесс важнее результата». Он нигде не стал первым, и все же без Данилы Давыдова картина современного литературного процесса просто непредставима! Давыдова любят все писатели, потому что он тоже любит всех писателей, всех поэтов, всех авторов любой направленности: все, что как-то связано с языком, для него уже представляет ценность. Название нового стихотворного сборника Данилы Давыдова – «Марш людоедов» – представляется символичным. Кажется, Марк Блок когда-то говорил, что историк похож на людоеда: он всегда идет туда, где пахнет человеком. Данила Давыдов похож на литературного людоеда, он везде, где пахнет литературой.
И литература ему благодарна за его интерес: во всяком случае, на презентации его книги, прошедшей в клубе «Проект ОГИ», собралось столько писателей и поэтов, сколько не собирается даже на вечерах звезд отечественной литературы. Выступали: Николай Звягинцев, Андрей Чемоданов, Марьяна Гейде – она написала предисловие к книге, так что ей выпала почетная обязанность открывать вечер. Выступали: Елена Горшкова, Геннадий Каневский и множество других авторов, учеников и друзей Данилы Давыдова. Виновник торжества читал стихи, его чтение перемежалось выступлениями гостей, также зачитывавших стихи из нового сборника или просто вспоминавших тексты Давыдова, которые казались им интересными. В конце Геннадий Каневский устроил небольшой перформанс: коллективное и громогласное чтение стихотворения «Школьники поймали черта» – одного из наиболее известных произведений виновника вечера┘
Новая книга Давыдова – это артефакт, одна из тех многочисленных ниточек, которыми автор привязывает себя к литературному процессу.