Боли Кан пытается уловить сущность вещей.
Фото автора
Первое заседание 17-го сезона Крымского геопоэтического клуба было посвящено расставанию с его африканскими друзьями. На родину в Сенегал возвращаются филолог Боли Кан и Джага Самба, музыкант группы «Африканда». Вечер прошел в «Лофт-холле» кафе ArtClumba (бывший дореволюционный завод).
Поэт Игорь Сид как гостеприимный ведущий клуба представил присутствующих. Затем выступила группа «Африканда» (проект закрывается – надеемся, что временно). Звучали песни на языке суахили: душевные, почти по-русски, но все же бодрые и ритмичные по-африкански. Гостям было предложено подпевать.
Основной темой выступления Боли Кана и последующей дискуссии стало понятие «негритюд», которое ввел сенегальский поэт и философ Леопольд Седар Сенгор. Филолог, который сейчас работает над докторской диссертацией, стремился раскрыть слушателям африканскую натуру и африканскую мечту. «Если вы не понимаете культуру – это не значит, что ее нет, – говорил Боли Кан. – Мы не создали компаса и ядерного оружия, но нет народа без культуры». Европейцы, по мнению Боли Кана и цитируемого им Сенгора, воспринимают все опосредованно, через опыт своих предшественников, они подчиняют и завоевывают пространство. Африканец же внутренне связан с миром, пытается уловить сущность вещей: он смотрит, слушает, ощущает. Если он усталый и жаждущий встретит водоем, то тут же вымоется и напьется, европеец же сначала подумает: а вдруг здесь микробы? Африканцы максимально суеверны, они всюду видят Бога. «Вы питаете тело и ищете комфорт, мы питаем дух», – считают приверженцы теории негритюда.
Привычная взаимосвязь: ниже уровень жизни народа – больше разговоров о богатстве души как национальной особенности. Это русских роднит с африканцами и напоминает идеи славянофилов. Участие в диалоге приняли Андрей Пустогаров, историк-африканист, автор книги «Традиционная музыка Африки» Александр Казанков, журналист-африканист Алексей Андреев и другие.
Рассказ Нины Усовой о писателе Александре Макколл-Смите и его книге «Женское детективное агентство №. 1», действие которой происходит в Ботсване, породил одну из ветвей дискуссии о «возвращении Европы в Африку» и был созвучен грустной теме прощания с африканскими коллегами.
Дискуссия постепенно переросла в поэтические чтения на тему Африки и любви. Прозвучали фрагменты франкоязычных поэм Леопольда Сенгора (в исполнении Боли Кана), Дмитрия Пригова, Пушкина, стихи участников вечера, в том числе строки Виктора Махараджи: «Носорог слегка похож/ На большой консервный нож./ Но нужны стальные нервы,/ Чтобы им открыть консервы».