Анатолий Гаврилов обвиняет Борхеса.
Фото автора
В клубе Bilingua состоялась презентация книги Анатолия Гаврилова «Вопль впередсмотрящего». Это вторая книга писателя, вышедшая в издательстве «Колибри» в серии «Уроки русского». Почтовый конверт – лишь оболочка, скрывающая самое сокровенное, насущное для своего отправителя. Именно здесь, внутри, важная весточка о быте, окружении, планах, чувствах и мечтах. 65-летний Анатолий Гаврилов, всю жизнь проработавший почтальоном, скрупулезно складывает слова, выстраивает предложения, равняет отрывочные фразы в письме к читателю, делится наблюдениями, мыслями о жизни русского человека.
Новую книгу прозаика представили главный редактор издательства Ольга Морозова и составитель серии Олег Зоберн. По словам Ольги Морозовой, каждая книга серии самобытна и, несомненно, является частью великолепной коллекции.
Книга состоит из одноименной повести, 15 рассказов и пьесы «Играем Гоголя». Автор на первый взгляд отстраненно следит за описываемым им действом. Однако это предположение ошибочно: через поверхность окружающей действительности он вникает в самую суть вещей и явлений. Безостановочный поток сознания разливается полноводной рекой, заполняет собой реальность и грезы, безвозвратно перемешивает их. Внешний повод затрагивает глубинные струны человека, поднимает архивы воспоминаний, которые когда-то были дороги. «Борхес. Хорхе Луис Борхес./ Ты был моей последней надеждой, и вот она рухнула./ Все книги уже перебрал, осталась твоя, но и в ней – ничего». Порой герои Анатолия Гаврилова поражают своей простотой и открытостью, заставляют улыбнуться и удивиться: «Разве еще бывают такие люди?» В рассказе «Нужно бороться» решительно настроенному герою, не слушая его соображений, сунули кипу бумаг для сбора подписей жильцов и скрылись. И герою пришлось пойти по квартирам, вследствие чего он задержался у «хлебосольной женщины» до утра. В рассказе «Нужно подумать» говорится обо всем, но мимоходом, словно скользя по поверхности. Герой «бездумно» думает, обозначает вопросы для тренировки ума, но, по сути, и не старается найти ответы, его и так все устраивает. Или, наоборот, в «Где солнце?» из вереницы фактов возникает риторический вопрос к планете: «Пасмурно, холодно, солнца давно уже нет./ Его и летом почти не было, а сейчас – вообще. В чем дело, солнце?»
Прозе Анатолия Гаврилова свойственны отрывистость и отсутствие развернутости. В повести «Вопль впередсмотрящего» речь о двух молодых людях, которые готовятся стать моряками. По словам автора, это бред и галлюцинация, потому что никто не звал их служить. Несбыточные мальчишеские мечты, желание героев вырваться из повседневности, скрыться от огромного объема школьных знаний, грезы о независимости и лучшей жизни – об этом ведется повествование.
Абсурд ситуаций, музыкальность строк, интересные диалоги главного героя то с другом Мишкой, то с подругой Ниной, то с эфемерным человеком в плаще, мысли вслух, переложенные на бумагу, – увлекают в водоворот прозы Гаврилова. «Что тут скажешь? Ничего тут не скажешь./ Солнце село, но лес не замолчал. Он на разные голоса говорит то, чего я не понимаю./ И море шумит о том же./ Мать перестала со мной разговаривать». И спустя годы в воображении герой завопит: «Судно прямо по курсу! Расстояние минимальное!» На что ему ответят: «Кончай орать!» А из темноты появится бармен и спросит: «Не пора ли домой, дружище?»