Романтический патриот Станислав Зотов.
Фото автора
В начале встречи гость обмолвился, что пишет грустные стихи из-за печального времени, в котором выдалось жить. Сразу подумалось – а можно ли выискать счастливое время из тех, что, как известно, не выбирают? Не успевшую оформиться мысль заслонили стихи: «Обама выступил с заявлением:/ Демократия должна быть с кулаками!/ Обыватель берет штурмом банки/ И запасается огурцами».
Захотелось поспорить насчет сухарей, которые от «демократии с кулаками» спасают надежней свежепосоленных огурцов. Людмила Благовещенская, которой надлежало представить Станислава Зотова завсегдатаям «Литературной кухни» (в рамках которой и проходил творческий вечер), отметила, что он открылся с неизвестной ей стороны, в прошлые разы представая в ипостаси литературоведа.
Основной мотив стихов – рефлексия на настоящее, показанное с точки зрения патриота-почвенника. Удивительно, что в журнале «Наш современник», где Станислав девятый год трудится старшим редактором, его стихи не публикуются. Вероятно, не только в патриотизме дело.
А стихи меж тем звучали актуальные и злободневные. Вот, к примеру, строки, посвященные гибели в домодедовском аду Анны Яблонской: «Взрыв. Убили человека. 29 лет./ Взрыв. Убитые, калеки – человека нет./ Что политика, что слава, слава – это дым./ Это сладкая отрава, а любовь – с другим.// Если любишь, надо прыгать с высоты небес,/ Прыгнешь – под тобою будет облако и лес./ Прыгнешь – будут люди ближе и земля видна.../ Я люблю тебя. Все ближе правда и весна». А вот его ироничный поэтический автопортрет: «Пропадая в тоске и безвестности,/ Постаревший, седой и больной,/ Я иду по лефортовской местности,/ Я шагаю старинной Москвой». Вот строки о личном понимании настоящего времени и действительности: «Из окна вагона видел крест я,/ Но заборы заняли окрестья./ Все столбы бетонные, колючка.../ Мост, река, а над рекою – тучка».
Активная гражданская позиция автора, его патриотизм, сила и мощь стихотворного слова, с одной стороны, а с другой – романтизм, светлая есенинская грусть буквально заворожили присутствующих: «Завтра праздник Вознесенья,/ Завтра в небе свет/ Обозначит откровенье,/ Значит, смерти нет». А вот другие строки, в которых тоже звучат вера, надежда и любовь: «Мы еще поживем,/ мы дождемся иных берегов,/ и, быть может, уже нам осталось недолго,/ недолго, недолго...»
Стихи звучали красиво, сильно и злободневно, бережно трогая струны души присутствующих: «Тополя – живучие деревья,/ Срубишь, а они растут,/ Пух серебряный с июньского похмелья/ Точно иней тихо с веток льют».
К чести автора, он не стал утомлять гостей бесконечным чтением (на что так падки иные адепты пера), а прочитав несколько стихотворений, предложил и остальным поделиться творческими успехами. Завсегдатаи «Литературной кухни» восприняли призыв с энтузиазмом, однако до того как стихи полились по кругу, Светлана Рахманова, главная литературная «кухарка», предложила послушать Олега Фатьянова, ученого, волею судьбы девять лет прожившего в США. Какими словами гость из страны вечного гамбургера называл президента Обаму, мы, смущаясь, умолчим. Отметим лишь, что Олег Фатьянов уверен – светлое будущее России не за горами: «Мы не только выстоим, но и победим!»
После этого было подано третье блюдо – стихи участников «Литкухни». Своими достижениями на ниве рифмы и метафоры делились Наталья Бирюкова, Анна Сазикова, Светлана Наумова (наизусть прочитавшая одно из стихотворений Яблонской), Суламифь (а в недавнем прошлом Ольга) Канарская, Алексей Самойлов, несколько манерно исполнивший стихотворение от лица суперпрофессионального литератора, Максим Атякшев, Анна Дузькрятченко и сама Светлана Рахманова. «Кухня» накормила всех.