Ярослава Пулинович читает рассказ "Анна и Алексей"...
Фото Михаила Бойко
Организаторам литературного фестиваля в Абрау-Дюрсо пришло в голову как минимум несколько светлых идей. А ведь можно было все испортить. Например, собрать десяток молодых и маститых прозаиков и дать им творческое задание – написать рассказ на заданную тему. Получилось бы респектабельно и тошнотворно. Потому что современные прозаики, как известно, пишут совершенно по-разному, но одинаково занудно. Пьют, как известно, тоже совершенно по-разному, но преимущественно водку. Что касается рассказов┘ Я бы запретил писать прозаикам рассказы.
Этими или другими соображениями руководствовалась куратор фестиваля и арт-директор русского шампанского дома «Абрау-Дюрсо» Екатерина Попова, мне неведомо. Но собрала она именно молодых и маститых драматургов, а не прозаиков. Тяжеловесы – это, конечно, Вячеслав Дурненков (не путать с братом Михаилом), Юрий Клавдиев и Максим Курочкин, нашумевшие своими экспериментами в фарватере «Новой драмы», а ныне – признанные драматурги и сценаристы. Другие участники фестиваля: Анастасия Брауэр, Наталья Ворожбит, Мария Зелинская, уже упоминавшаяся Екатерина Попова, Ярослава Пулинович, Гульнара Сапаргалиева и Олег Шишкин (ведущий вечера).
Каждый из них в течение недели работал над рассказом на жутко оригинальную тему – «Истории, которые могут случитьcя в Абрау-Дюрсо». Жуть, как мне представляется, состоит в том, что большинство россиян полагает, что Абрау-Дюрсо – это французский город или по крайней мере город с названием французского происхождения. На самом деле Абрау-Дюрсо – это даже не город, а село в Краснодарском крае, и обе части названия (от озера и речки) – черкесского происхождения. А оригинальность темы заключается в том, что в Абрау-Дюрсо может случиться все, что угодно. Даже литературный фестиваль.
Надо сказать, что ни один уважающий себя драматург никогда не напишет рассказ за одну неделю. Особенно если живет в отеле «Империал» на берегу озера Абрау. Если не обеспечить его всем необходимым для творчества. Например, неограниченным количеством шампанского трех цветов – золотистого, розового и красного. Легкий расчет показывает, что неделя – это как раз тот срок, за который количество и качество выпитого шампанского («Абрау-Дюрсо» как-никак!) переходит соответственно в качество и количество художественного текста. Именно так: количество шампанского переходит в качество текста, а качество шампанского – в количество текста.
В общем, на рассказ игристого вдохновения хватило всем. А некоторым даже на новеллу. Но за чистоту жанра не ручаюсь. Авторское чтение больше напоминало мини-спектакль. Драматургов не переделаешь. И это замечательно. Потому что было все – от исторической феерии, бытовой зарисовки и философской притчи до делириумного бреда, красочного галлюциноза и жизнеописания бутылки.
Чтение сопровождалось акриловой анимацией художников Анны Чигаровой и Дмитрия Максимова-Соколова. Перипетии каждого рассказа зарифмовывались метаморфозами изображения, так что на протяжении чтения композиция картины изменялась до неузнаваемости. Насколько непохожими были сами рассказы, настолько непохожими оказались их акриловые близнецы. Но отдадим должное художникам: литературное разнообразие было порождено десятком авторов, а акриловое – всего двумя.
Фрагмент граффити на входе в винные тоннели. Фото Михаила Бойко |
Кроме собственно литературной части фестиваль включал в себя экскурсию в подземелья Абрау-Дюрсо. В старых дореволюционных тоннелях сегодня располагается музей шампанского – крупнейший в России центр винного туризма (в 2009 году – 120 тыс. туристов). А в новых метростроевских тоннелях – современное производство шампанского в промышленных масштабах. В роли гида выступил глава шампанского дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Может быть, поэтому экскурсия оказалась не только познавательной, но и┘ упоительной, сногсшибательной дегустацией.
И наконец, специально к литературному фестивалю художник Андрей Митенев расписал стену на входе в винные тоннели. Вышло занятное повествование в стиле граффити об истории и производстве шампанского «Абрау-Дюрсо» (см. фото).