Участвуйте, участвуйте!
Фото автора
В книжном магазине «Гиперион» прошла презентация альманаха-сборника, посвященного Всероссийскому конкурсу хайку. Называется он (альманах, а не конкурс) «Росинки», или «россинки» – в название на манер исправления ошибки вставлена еще одна буква «с». «Всероссийский конкурс хайку» – звучит несколько дико, почти так же, как «всероссийский фестиваль африканской музыки» или «фирма «русский страус», и тем не менее конкурс существует, и уже давно. Более того, японская лирика в нашей стране вообще стала уже чем-то вроде народного промысла.
Может быть, именно этот промысловый характер позволил в свое время, еще в конце 90-х, провести первый конкурс. Воспоминаниями о той давней поре поделился с собравшимися один из организаторов первого конкурса – Дмитрий Кузьмин. Согласно воспоминаниям Кузьмина, в первом конкурсе приняли участие более 12 тыс. человек, приславших, судя по разделу альманаха, посвященному первому конкурсу, довольно унылые тексты, лучшие из которых Кузьмин тем не менее не постеснялся прочесть присутствующим. Кстати, может быть, в этом сказался избыток интеллигентности, но, кажется, он был единственным, кто читал хайку, как это принято в японской традиции: два раза. Впрочем, тексты это не спасло.
К счастью, собравшимся были представлены не только стихи той давнишней поры: конкурс с тех пор, хотя и потерял в размахе, стал более профессиональным, в нем стали принимать участие действительно интересные поэты. Некоторые из них выступили и на презентации. Прочитала свои стихи Tokeda (в миру Лада Турбина) – автор хайку-хитов: «июльская ночь/ только начнешь о вечном/ светает» и «подлинней и покороче/ истории двух червячков». Если вы думаете, что наименование Tokeda – это слишком выспренне, то вы ошибаетесь. С именами у отечественных хайкаку все непросто. Например, поэт Петрик, произнесший несколько проникновенных слов перед собравшимися и рассказавший о хайку-пробеге, оказался на самом деле москвичом Петром Савченко, а в авторах сборника числились также ЭРАкомета, dudun, Polai, Une Hirondelle и еще ряд личностей с не менее заковыристыми наименованиями.
Придуманные имена, восточный колорит – все это производило впечатление какой-то ролевой игры, только не для подростков, а для взрослых. Ролевая игра для взрослых – это же КСП, Грушинский фестиваль 1970-х. Среди поклонников хайку сохранилось какое-то семидесятническое отношение к поэзии как к чему-то интимному и серьезному, почти сакральному. Представить сегодня, в эпоху торжествующего постмодернизма, поэта, который может, как та же Лада Турбина, без иронии объяснять публике: «это стихотворение (т.е. хайку) носит очень личный характер» и т.д. – почти невозможно. В завершение вечера всем желающим было предложено прочесть одно или два понравившихся хайку, не обязательно вошедших в сборник-альманах, и написать их на специальных листочках, из которых ведущий вечера, а по совместительству редактор альманаха-сборника Дмитрий Кудря, выложил иероглиф «роса».