Сдержанный Юрий Витальевич и профессиональная Мария Александровна.
Фото автора
В Москве состоялось закрытие литературного сезона 2010/11 клуба «Дача на Покровке». Почетными гостями вечера стали известный прозаик, драматург, философ Юрий Мамлеев и его жена Мария Александровна. В сдержанности поведения писателя совершенно очевидно отражается всеобъемлющее знание об окружающей действительности, о космосе и микрокосме человеческих душ. Юрий Мамлеев – истинный творец, обладающий большим жизненным опытом, постигающий в своем творчестве новые грани внутреннего мира человека. Сверхъестественная интуиция, внимательность к психологии, нотка мистики и таинственности присутствуют в каждой мамлеевской строчке.
В начале вечера Юрий Мамлеев заставил присутствующих окунуться в глубь российской истории, вспомнив о том, насколько она «крайне драматична и полна как великих побед, так и поражений». В череде прозвучавших великих писательских величин были и Достоевский, и писатели Серебряного века – Всеволод Иванов, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, а также Андрей Платонов и Михаил Булгаков.
По искреннему убеждению писателя, после Серебряного века литература сорвалась в бездну. Большевики решили сотворить нового человека, образ которого не усматривал глубину и богатство внутреннего мира. И родилась совершенно другая литература. Поэтому, чтобы восстановить русскую литературу, нужно ментально вернуться к Серебряному веку и оттолкнуться от этой великой высоты. Искательство, постоянные блуждания в пространстве и времени свойственны для русской литературы – это ее воздух, ее неотъемлемая часть.
Юрий Мамлеев представил присутствующим два последних рассказа, написанных по заказу журнала «Сноб». Мария Александровна читала их как профессиональный чтец, великолепно используя различные необходимые в том или ином месте интонации. Великолепный мамлеевский текст открывает современную действительность, словно лезвием ножа надрезает созревший плод, полный сока и сладкой мякоти.
Мистическое слово «Булгаков», ненароком соскользнувшее с уст Юрия Мамлеева, помогло уловить интонацию рассказа «В гостях». Необычный случай приключился с Дуняшей, дочерью электрика, «тварью тихой, себе на уме». Девушку похитили и привезли в странный дом, где мрак превалирует, а свет скорее напускной, чем настоящий, приторный и дурманящий голову. Ирреальность, загадочность происходящего заставила Дуняшу впасть в еще большую, чем раньше, апатичность и меланхоличность: «А чего кричать – когда вокруг ничто не подчинялось ее воле?» Поэтому темные закоулки, тьма дома, черная, как мрак, крыса, недетский мрак глаз хозяйского мальчика, танец на краю пропасти с одним из похитителей, гроб с умершей служанкой на столе, маячащая перспектива поездки к несуществующему жениху – были восприняты Дуняшей неэмоционально и с тупой покорностью. В итоге ее особенность ничему не удивляться переломила действительность, а таинственный голос похитителя стер все из памяти Дуняши. Где была девушка, что видела? Наверное, это был действительно сон.
Второй рассказ «По фигу» повествует о трех поколениях одной семьи: дедушке, который ловит кайф от того, что прикидывается нищим, отце, зарабатывающем на жизнь психоанализом, и сыне-пофигисте. Это легкий, написанный с искрометным юмором эпизод-шарж, сценка из жизни о сложных отношениях отца и сына, разноплановых и многогранных. Рассказ не столько заставляет задуматься о современном поколении, сколько ставит перед необходимостью переосмысления принципов общения людей близких, но духовно далеких друг от друга.