Мистерия «Сдвоенные миры» – Татьяна Зоммер (стихи) и Светлана Максимова (ди-джерри-ду).
Фото автора
Авангардный театрально-поэтический фестиваль «Климханалия-2011», проходивший на площадке московского салона «Всех Муз», еле уместился в десяток дней. Ровно 10 лет назад поэт-футурист, эссеист, журналист, театральный критик и постоянный автор «НГ-EL» Владимир Климов придумал отмечать свой день рождения всем миром – с истинно футуристическим размахом. Изначально Климов только открывал фестиваль, выступал первым: читал пару авангардных коротких стишков – «заводил паровоз», а дальше каждый ехал на нем сам – самосиятельно и самостильно. И только в этом году, после смерти основателя, фестиваль стали называть «имени Владимира Климова». Ежедневно обрастая новыми друзьями и знакомыми в самых разных сферах искусства, Климов стремился поделиться «приобретениями», воплотить идею полной синкретики. Иногда даже кажется, что он продолжает «подключать» людей к проекту и после своей смерти. По крайней мере слетевшиеся на «Климханалию» режиссеры, актеры, журналисты, поэты, прозаики, художники и музыканты тут же начинали «роиться» – знакомиться, дополнять друг друга, импровизировать и сочинять на ходу совместные проекты. Стихийно возникали поэтические спектакли: произведения исполнялись авторами под дудки, тамтамы, колокольчики, балалайку, гитару или пиано.
Среди постоянно выступающих на «Климханалии» музыкантов – звезды авангарда. Саксофонная импровизация джазмена Сергея Летова «переключила» слушателей в иные сферы. Изыски джазвумен Светланы Голыбиной, извлекающей звуки из рояля как при игре на арфе, потрясли воображение. Саунд-посвящение Веры Сажиной стало очередным шедевром. На художественной выставке отметились работами живописцы, графики и коллажисты: Люся Воронова, Тата Сельвинская, Виктор Гоппе, Клара Голицына, Ольга Окс, Марина Князева и другие.
«Подключенные» к театру поэты начинали сочинять пьесы, живописцы – создавать декорации, музыканты и танцоры – создавать собственные театральные труппы. Недаром поэт и журналист Владимир Кривошеев заметил, что Владимир Климов не только тонко чувствовал собеседника, но проникал в его замыслы, опережал в развитии и показывал самому человеку, что замечательного из него может получиться в ближайшее время.
Самопиар на фестивале идет в обязательном порядке – под рубрикой «Ярмарка тщеславия». Творцы изощряются в скоморошьем представлении собственного имиджа. Поэт-авангардист Андрей Гаврилов сначала прочитал длиннющий свиток футур-посвящений Климову, а затем под аккомпанемент балалайки (без струн!) представил интермедию. В выступлении этнического театра поэтессы Светланы Максимовой проявилась изначальная божественная синкретика, свойственная колыбельным цивилизациям: и поэзия, и театр, и музыка – сразу все в одном. Этнические танцы на фоне стихов и стихи на фоне потусторонних звуков австралийской трубы ди-джерри-ду и барабанов джимби. Мистерия «лицератора» Светланы Максимовой стихийно перешла в мистерию Татьяны Зоммер, посвященную Владимиру Климову. Так участники становились соучастниками. Каждый пришел на «Климханалию» со своим собственным «Я», своим собственным Климовым. А ушел, подцепив, как вирус, еще парочку-тройку других «Я» и Климовых. Естественно, обогатив этим и себя, и других.