Виктор Шендерович читает свою новую пьесу в лицах.
Фото автора
В Доме актера состоялась встреча Виктора Шендеровича с участниками Лаборатории драматургов под руководством Сергея Коковкина. Это не первое такое мероприятие – приходили Юрий Арабов, Ксения Драгунская, Михаил Левитин и другие.
Шендерович представил пьесу «Вечерний выезд общества слепых», премьера которой состоялась в апреле в Театре сатиры.
Виктор рассказал, как в ходе работы над спектаклем актеры с режиссером спускались в подземку для изучения натуры. Но метро оказалось не таким страшным, каким его рисует Шендерович. И вообще в условиях пробок, по мнению Виктора, скоро туда спустятся все, даже самые закомплексованные.
Шендерович заметил, что проколоться на сатире довольно просто. Публика достаточно часто не воспринимает то, что слышит, и в итоге смеется один автор. «Ну это ж надо, как я, а? Умереть можно». И рассказал о том, что в работе над телепередачей «Куклы» участвовал один известный драматург, который в ответ на «Не смешно» ответил: «Вы ничего не понимаете, я 30 лет в жанре». При первом авторском чтении в Театре сатиры тоже никто не смеялся, актеры сидели с непроницаемыми лицами, а Ширвиндт подытожил: «Хуже Шендеровича читал только драматург Макаёнак». Шендерович с иронией признался: на его спектаклях и выступлениях смеются только те, кого он пригласил, отрабатывают. Одна женщина так заразительно смеялась на его спектаклях, что продюсер пригласил ее на все спектакли и обещал еще и платить.
После представления сатирических мини-диалогов Виктор зачитал новую пьесу, название и содержание которой – строжайший секрет. Можно только сказать, что это остросоциальная сатира. Одна девушка засмеялась именно так, как надо, и Шендерович прервался, подождал, пока она досмеется, и сказал: «Вот вы мой зритель». Читал бесподобно, искрометно, виртуозно меняя мимику. И смешно! Цену себе набивал, как это свойственно продуманным и маститым. После чтения Шендерович спросил: «Ну, я лучше Макаёнка?» Коковкин ответил, что точно лучше, ведь он имел честь слышать чтение белорусского драматурга.
В конце состоялось чаепитие, в ходе которого в более расслабленной обстановке Сергей Коковкин и Виктор Шендерович поделились байками про театр и известных драматургов. И рассказали о проблеме второго акта. Необходимо найти такой поворот сюжета, чтобы зритель, который вроде бы как все понял в первом акте, во втором с удивлением узнавал, что понял все не так или не понял ничего.
В ходе беседы Виктор Шендерович наглядно продемонстрировал, что он, «перед тем как начать писать, некоторое время читал».
Приходил на мероприятие и отец Виктора – Анатолий Шендерович, который тоже пишет прекрасные юмористические вещи, хотя из скромности говорит всем, что инженер.