Актриса Светлана Животова: "Что ты понимаешь в поэзии?"
Фото Андрея Копецкого
На юбилейный творческий вечер Андрея Коровина собрались не только друзья и поклонники. В новом театральном зале Булгаковского дома был впервые показан спектакль по стихам поэта «...Я буду петь тихие песни (о Вечной Любви)», поставленный в рамках проекта «Поэтический театр-ХХI век», совместного с театром «Телос». Идея родилась очень органично и в одночасье, словно витала в воздухе. Поэтому столь стремительной оказалась и реализация. За сезон были выпущены три спектакля.
Рассказывает режиссер театра Елена Пенкина: «Необходимо было искать новый инструмент воплощения этой идеи, на ходу отбирать верные эстетические направляющие. Сложность представляло и переложение в иную жанровую структуру: поэзия – драматургия – сценическое действие. Решению поставленных задач способствовало наличие особого театрального языка труппы, актеры работают по моей оригинальной авторской методике. Новые театральные технологии дают возможность не иллюстрировать сюжет, а создавать атмосферу для целостного восприятия палитры поэтического, всегда неповторимого и индивидуального звучания: ритм – мелодика – звук – смысл – слово».
Спектакль стал для зрителей порталом в параллельный мир. Мир утраченный, но неисчезнувший. Мир, в котором люди и боги находятся в обоюдном стремлении к Жизни и Любви, в единственно верном смысле существования одних и других в абсолютной гармонии. Выразительный язык театра: декорации волшебного (или, напротив, слишком земного) леса, костюмы, выполненные в арт-технологиях (частично сконструированные, частично нарисованные), актерская игра (выстроенная на перепадах ритмов, заданных поэтической интонацией), голосовые импровизации флейты и домры – все работало на единый сценический образ. Этот образ становился почвой для зрительского восприятия смыслов поэтических строк, делая их ярче, объемнее, выразительнее.
Во время спектакля стихи Андрея Коровина звучали не только в исполнении актеров, но и в записи, в авторском исполнении: «сегодня любовь для этого мира – это революция/ все прежние революционеры боролись хрен знает за что/ за свободу заводы землю соль спички/ за идеи секс равноправие мужчин и женщин/ за право быть лучшей расой/ за отмену талонов на водку и введение талонов на женщин/ за право не иметь детей и право их убивать/ за мир во всем мире и звездные войны/ какая всё это мерзость, господа!»
Во второй части творческого вечера Андрей Коровин, как и обещал, читал «новое и хорошо забытое старое»: от стихов, написанных в юности и входивших в ранние книги поэта, до стихов, написанных за несколько дней до бенефиса: «мы маленькие мы/ осколки синей глины/ мычащие во сне/ бредущие во тьму/ нам время пятки жжет/ нам ветер дует в спину/ нам хлещет в лица дождь/ и радостно ему».
Идеи синтеза поэзии и кино, театра, живописи, поэзии, фотографии сегодня активно входят в моду. Информационное общество требует от творца пересмотреть свой взгляд на подачу творческого материала. Просто чтение давно утомляет, даже литературная тусовка перестает ходить на бесконечные почиталки. И новый поэзо-театральный эксперимент Андрея Коровина и Елены Пенкиной грозит стать первой ласточкой будущей весны нового синтетического искусства. Хочется верить, что примеру Пенкиной последуют и другие режиссеры. «Театр начинается с поэзии!» – вот какой слоган теперь должен висеть в каждом уважающем себя театре.