Бахыт Кенжеев делится свежими стихами.
Фото автора
В клубе «Улица ОГИ» прошла презентация книг лауреатов «Русской премии» Бахыта Кенжеева «Крепостной остывающих мест», Марии Тиматковой «Микрорайон» и Олега Завязкина «Малява: Стихи о смерти и любви». Представила их автор идеи и руководитель проекта Татьяна Восковская. Вслед за ней Борис Пастернак, генеральный директор издательства «Время», объяснил, почему книжки выполнены в таком небольшом формате. «Вспомним книги Булата Окуджавы┘ Идеальный размерчик. Ведь поэзия – не соревнование, кто самый толстый. Наоборот, именно в подобных дозах она лучше усваивается и благотворнее действует на наши души».
Открыла поэтические чтения Мария Тиматкова, московская поэтесса, живущая в Калифорнии. Вначале она исполнила вторым сопрано русские народные песни «Кукареку», «Мати» и свое стихотворение «Божья коровка». Потом уже читала-рассказывала стихотворения из новой книги. Мария Тиматкова глубокой души человек, по собственному определению «поэт детства» – ее произведения переполняет вселенская тоска по ускользающим дням прошлого, настоящего и будущего. Искренние, словно дневниковые записи, стихи создают хрупкий, трогательный мир маленькой девочки, любящей женщины, матери. «В детстве ты просто следуешь,/ Не планируешь, не заведуешь;/ Идешь за тем, кто крошки клюет, Бежишь за тем, кто тебя позовет┘» Каждое воспоминание-картинка беззаботного ребенка размывает легкая дымка печали. «Я рада, что есть интересная книга,/ Которую бабушка, если найдет, то даст почитать./ А бабушки больше нет». Нет деда, с которым не поговорила, нет больного щенка, которого не принесла в дом, и порой кажется, нет и самого лирического героя. Однако есть «осень, острый краешек, тонкая трещина», «солнце-красная клюква», «фиолетовая птица», мимозы – «златовласки из сказки,/ цыплячьи шарики,/ помпончиковые веточки», «разомкнутая нитка черных бусин» летящих гусей, «бархатно-ажурные» электровышки. Яркие образы-находки, цепкий взгляд наблюдателя выделяют поэзию Марии Тиматковой, делают лишним ее восклицание: «Но я была!»
Произведения Олега Завязкина представил литературный критик, прозаик Олег Дарк: «Малява» – это письмо уголовника с зоны на большую землю». Олег Завязкин не ищет интересных строчек – они у него всегда наглядны, жизненны, их можно потрогать рукой, вдохнуть, как воздух, резкий, острый, настоящий, без примесей парфюма. «У суки был темный гнилой оскал./ А он уж не помнил, чего искал./ Она возвращалась часам к шести, чтоб в садике мертвым его найти». Или «две тени стаптывают задники:/ одна моя, вторая пришлая –/ посмертная да непродышная./ Души-то в ней – одни оборочки». Сборник посвящен простому русскому человеку, для которого лишение свободы – как физическое, так и духовное – одно из проявлений жизни. «Кусочек черного, тарелка размазни (┘)/ И Бог над нами –/ Ему в ладошку хлеба покрошу». И голубь, символ неба, чистоты, надежды, перелетает из стиха в стих, ведь «запах перьев сладок и горяч».
Поэт Бахыт Кенжеев завершил вечер; он оставил в стороне выпущенный сборник и поделился своими свежими стихотворениями. В его поэзии растворяешься, впитываешь каждую строчку, чувствуешь «выспренний шелест ветрил», любуешься «дырчатой пленкою звездной», следишь как «резкое наречие свистит/ и завивается, под ветром шелестит/ древесной стружкою». Речь Кенжеева струится, несет весть о вечном, и его «слова подобны глубоководным рыбам/ вытащенным на поверхность с железным крючком в губе». И так профессионально, мастерски о «юдоли беспамятства и тьмы» может написать только «питомец муз», Бахыт Кенжеев: «Но занавес небес – глухой и волокнистый/ асбест – вдруг рвется там, где мы,/ забыв от счастья самые простые/ слова и времени берцовый хруст,/ застыли на краю пылающей пустыни,/ не размыкая грешных уст».