Герман Виноградов и Константин Кедров: крученый поцелуй.
Фото автора
Проходившая в Музее Маяковского конференция в честь 125-летия русского кубофутуриста и теоретика авангарда Алексея Кручёных носила одновременно научный и ненаучный характер. Наверное, потому, что, по меткому выражению одного из организаторов конференции Сергея Бирюкова, и сам Кручёных – «совсем не из учёных». Заседания и доклады чередовались с экспериментально-выпендрежными театральными постановками, абсурдистскими выставками и осумасшедшественными перформансами.
Со стороны многое было похоже на пестрое броуновское движение самотечных экспромтов, рождавшихся на глазах у зрителей. Хотя над созданием атмосферы футуризма начала XX века потрудилось немало людей. Музей Маяковского ошеломил выставкой «Грандиозарь Кручёных». Были выставлены кручёныховские издания, фотографии и автографы знаменитых футуристов. Показ достижений в честь 100-летия книжного арт-эксперимента увенчался выставкой ручного арт-бука и плаката современных издателей-художников со всего мира под говорящим названием «Жив Кручёных».
Футуризм жил и будет жить. Словотворчество расцветало на каждом шагу, заумь приветствовалась. Даже названия привычных журналистских мероприятий безбожно перевирались в духе «отца зауми». Круч-стол «Учитесь худоги» носил свободный характер и закончился демонстрацией документального фильма «Алексей Кручёных. Отец зауми». А сама конференция завершалась литературно-театрализованным представлением «ХО БО РО». На нем и оттянулись самые яркие заумные участники. В спектакле театра-студии Юлии Дубинской «В ритме Маяковского» актеры-студенты прыгали на стульях, как на конях, сползали по сцене юзом, сияли, как король-Солнце на табуреточке, и даже по-настоящему стреляли из пистолетов. Почему-то норовя попасть именно в ведущего вечера – «короля зауми» Сергея Бирюкова.
Хотя и остальные «заумщики» были не лыком шиты. В поэтическом перформансе Маргариты Аль «Круче Кручёных» группа ДООС под чтение кубофутуристических стихов превращала вращающиеся квадраты в кубошары. Константин Кедров раскручивал на сцене свою самую «кручёную» поэму «Партант». Вера Сажина под балалайку исполняла написанную загадочным «детским языком» книгу Кручёных «Поросята». Герман Виноградов со здоровенной тарелкой от вентилятора на голове принимал из космоса и тут же озвучивал «параллельные» целительские тексты «Книги лекарчеств и снадобий». Не случайно, что именно ему удалось разгадать и самое загадочное стихотворение Кручёных. Перед очередным нырянием в прорубь по системе Иванова Виноградову пришло (по тарелочке) свыше, что «дыр бул щыл» – это не что иное, как магическое заклинание от всяческих болезней и хворей. Так что читайте Кручёных – и смело ныряйте в прорубь зауми.