Борис Марковский в «Булгаковском доме».
Фото автора
Одновременность состоявшихся в литературном салоне «Булгаковский дом» презентаций 51-го номера журнала «Крещатик» и книги его главного редактора Бориса Марковского «Мне имени не вспомнить твоего» создала атмосферу бенефиса. Предметом внимания собравшихся стала прежде всего разносторонняя деятельность Бориса Марковского – поэта и переводчика, создавшего и уже 14 лет, совмещая в себе спонсора и целую редакцию, выпускающего в свет журнал, который занял достойное место на престижном портале «Журнальный зал». Каждый выходящий на сцену в этот вечер – Андрей Коровин, Евгений Степанов, Илья Оганджанов, Татьяна Грауз и другие говорили об удивительно добром и заинтересованном отношении Бориса Марковского к творчеству других людей, вызывающем у него радость и желание создать площадку для печати.
Действительно, авторский издательский проект, созданный живущим в Германии бывшим киевлянином, – одно из самых демократических русскоязычных изданий, собирающих под своей обложкой самых разных авторов как в отношении эстетики, так и в отношении географии. После восстановления русской литературы в единое целое практически все издания печатают авторов, живущих в разных точках земного шара, но пример «Крещатика» подтверждает, что выпускаемые в эмиграции журналы отличаются особой географической пестротой, требующей приставки «интер». По-иному воспринимаются в этом контексте и переводы, которые в «Крещатике» представлены в достаточном количестве. Характерно, что в презентуемом номере лучшие стихи – перевод с грузинского Шоты Иаташвили, а один из самых интересных эссеистических текстов – перевод с немецкого вдохновенного рассказа католического священника Ханса-Отто Буссальба о храмовой живописи Анны Розановой.
По словам Бориса Марковского, в ипостаси издателя он на середине пути, поскольку его проект задумывался как включающий 100 номеров журнала, тогда как в ипостаси поэта, выпустив избранное из написанного за жизнь, он ощущает себя подводящим итоги. Это созвучно предисловию к книге, написанному Андреем Коровиным, в котором он, характеризуя стихи Марковского как «поэзию смирения с судьбой, миром и веком», пишет о работе души в поисках смысла прожитых лет. При этом особо важный смысл видится автору стихов в посвящении жизни не своему «имени», а – «тем, другим», «сгорающим в божественном огне». Свидетельством реализации этого являются слова Татьяны Грауз: «Крещатик» – та улица, тот перекресток, где можно жить, писать и издаваться, чтобы тебя читали».