Стройные «березовые» столбики украшали павильон «Европейских народов Севера» – почетных гостей 31-го Международного книжного салона в Париже. Десант писателей-северян, включая группу поддержки в народных костюмах, был отобран с соблюдением принципов жанрового, полового, этнического и возрастного равноправия. Из знакомых нам лиц – швед Пер Улов Энквист, чьи «Визит лейб-медика» и «Книга о Бланш и Мари» переведены на русский.
Впрочем, во Франции и своих писателей тьма-тьмущая. На 500 стендах салона выставлялись книги 1200 издательств. Особенно не протолкнуться было у «Галлимара», президент которого Антуан Галлимар по-прежнему рулит книжным рынком Франции.
Газета «Либерасьон» ежегодно посвящает популярным французским литераторам спецвыпуск. В новом – портрет Марин Ле Пен работы, к сожалению, еще непереведенного у нас Режиса Жоффре и эссе про блогосферу Эрика Шевийяра, чье «Красное ухо» мы знаем.
Там же можно было найти известную у нас по «Хрюизмам» Мари Дарьесек, новая книга которой «Полицейский отчет» скоро выйдет на русском. Мари – автор самого интеллектуального издательства Франции «ПОЛ», так же как и Егор Гран (сын Андрея Синявского), чья «Экология в моем подъезде» вызвала много жарких споров во французских массмедиа. Ведь Егор замахнулся на святое – новое экологическое сознание, которому молится сейчас вся Европа.
Самый популярный русскоязычный автор во Франции – это Андрей Курков из Киева. На российском стенде у него было три презентации. Виктор Пелевин, Людмила Улицкая и Дина Рубина были представлены каждый одним романом, зато в Париже нашелся тайный почитатель сумрачного гения Романа Сенчина, он выложил на витрину сразу четыре книги писателя. Остальное место отошло непотопляемым Александре Марининой и Татьяне Устиновой.
В этом году Россия привезла на салон два провинциальных проекта. Это монументальная серия «Классика литератур СНГ» – переведенный на русский эпос наших бывших братьев по СССР. Кстати, на салоне эти самые братья присутствовали вполне независимо от нас. А стенд Армении, например, был в три раза больше российского и гораздо многолюднее. Также смотрины состоялись у АСКИ (Ассоциация книгоиздателей России), провинциальные книги которой, к сожалению, в полиграфии сильно уступают продукции столичных издательств.