Юрий Орлицкий представляет "золотую подборку поэтов Петербурга".
Фото автора
В клубе Bilingua прошла презентация первого тома антологии «Собрание сочинений. 2009 год». Этот проект издательство «Лимбус пресс» запустило при финансовой поддержке поэта Сергея Чубукина. Уникальность его в том, что он рассчитан на пять лет, и каждый год будет ознаменован выпуском очередного тома. Современная поэзия Петербурга неоднозначна и многогранна, и отбор тех или иных стихотворений был нелегок.
Трое из четверых составителей, кроме Сергея Чубукина, – Дмитрий Григорьев, Валерий Земских и Арсен Мирзаев – представили антологию в Москве. Главным принципом составления поделился Григорьев: «Нам не хотелось делать «братскую могилу»! Поэтому первый том антологии вобрал в себя произведения лишь 35 авторов». Среди авторов: Сергей Стратановский, Михаил Еремин, Аркадий Драгомощенко, Тамара Буковская, Владимир Кучерявкин, Борис Констриктор, Игорь Булатовский, Александр Скидан и другие известные поэты, а также молодые стихотворцы. Виктор Соснора дал для «Собрания сочинений» свою неизданную поэму «Мои никогда», написанную в 1972 году.
Несмотря на то что книга имеет шесть разделов, она воспринимается как некое целое, артобъект, портрет мира, пропущенный через призму поэзии города на Неве. Каждая рубрика названа цитатой одного из ее авторов. Структура антологии напоминает течение вод Санкт-Петербурга, любое стихотворение может плавно переместиться из одного раздела в другой. Так что при чтении не возникает досадного ощущения косности построения и строгих рамок, порой мешающих восприятию в подобных собраниях.
Вынесенные в названия разделов строки и подобранные им в тон фотоиллюстрации завораживают и призывают. «Реки, которые нас уносят» вполне соответствуют проходящей красоте осеннего листа, изображенного на титуле раздела; «Громко говорить не надо» смотрится как знамя на фотографии плаката автобусной остановки; «В пене балтийской вскипающего межречья» перекликается с городским пейзажем, «Крутя баранку головы» появляется на фоне автодороги, «Все зыбко и хрупко» – на фоне дома с табличкой «Ремонт», «Как прежде не будет» – на фоне рекламного щита «Бистро»; «In memoriam», включающий стихи уже ушедших поэтов, – символично наложено на фото стены, закрывающей небо.
В книге нет случайных стихов, и, по словам поэта Юрия Орлицкого, эта «золотая подборка дает представление о том живом, что происходит в Петербурге».