В день, когда в России принято праздновать Старый Новый год, в Нью-Йорке были объявлены призеры первого сезона конкурса «Дары волхвов», учрежденного в 2010 году двумя старейшими изданиями русскоязычной эмиграции – газетой «Новое русское слово» и «Новым журналом». Цель конкурса – сохранение гуманистических традиций в литературе и поддержание русскоязычных писателей, независимо от страны их проживания. Главное условие для участников – следование формуле рассказа О. Генри, который и дал ему название – «любовь + добровольная жертва + счастливый конец».
Жесткость этого требования обусловила то, что из более чем полутысячи пришедших рассказов в лонг-листе оказалось всего восемь. В шорт-листе – пять.
Победителем конкурса стал Александр Хургин с рассказом «Крыша». Второе место досталось Александру Карасеву с рассказом «Сережки».
Видимо, дата объявления итогов конкурса – 13 января (Старый Новый год), повлияла на выбор третьего призера. Уже на финише награды был лишен уфимский писатель Камиль Зиганшин с рассказом «Лохматый». Яркая и драматичная история изначально не соответствовала условиям конкурса, но не оставила равнодушными ни пятерку ридеров, отбиравших тексты на первом этапе, ни трех членов главного жюри, которое и решило присудить Зиганшину специальный приз. В тот же день, однако, выяснилось, что талантливый автор нарушил конкурсное условие – рассказ был опубликован в толстом журнале еще в 2005 году. В конкурсе могут участвовать только те рассказы, которые не публиковались ранее или же опубликованы в год проведения конкурса. Зиганшин был дисквалифицирован, а третий приз поделили финалистки Екатерина Донец и Лидия Юсупова.
Призеры получат соответственно премии в размере 1500, 1000 долл. и две по 250 долл.
«Литературный труд – наверное, одно из самых неблагодарных занятий человечества, – говорит координатор конкурса, нью-йоркский писатель и журналист Вадим Ярмолинец. – Премии – один из немногих механизмов, которые помогают достойным авторам не сдаваться в борьбе с безразличием или усталостью редакторов, издателей, критиков, засильем модной псевдолитературы и банальным безденежьем. Очень приятно в этой ситуации выступать для них в качестве волхвов, приносящих дары за талант и ту одержимость, которая еще зовется преданностью литературе».