Григорий Гелюта в "литератуРРенгеновских" лучах.
Фото Дмитрия Кузьмина
В рамках цикла «Пункт назначения» прошла презентация книги Григория Гелюты «Третьи лица». Судя по анонсам вечера, молодой поэт живет на два города: Нижний Новгород и Ярославль. Этот факт первоначально можно было бы считать достаточно серьезным аргументом, объясняющим, почему презентация книжки, выпущенной еще летом, произошла только зимой – слишком долго автор ехал в столицу.
Открыло презентацию вступительное слово издателя книги – Дмитрия Кузьмина. Он, отсылая слушателя к недавней статье Михаила Айзенберга, попытался выделить основную особенность поэтики Гелюты: «Она, с одной стороны, мила», а с другой стороны, в ней присутствуют «экзистенциальные бездны». Что именно понимается издателем под замысловатым словосочетанием, понять удалось не всем. Цитируемая статья конкретных определений тоже не предлагает. Даже сам молодой поэт в ходе вечера отметил, что об «экзистенциальных безднах» в своих стихах знает только то, что они, по всей вероятности, есть. Из анализа прочитанных далее Гелютой текстов можно сделать вывод, что скорее всего имелась в виду присутствующая в них некоторая нехарактерная для многих начинающих литераторов общая серьезность, апелляция и к разуму, и к чувствам одновременно. Поэт рассказывает о значимом и значительном, иллюстрируя свои «истории» понятными и простыми примерами: «Предавать себя стало просто,/ как никогда,/ как идешь по улице, видишь дом,/ как ты умер и снова/ еще живешь┘»
Вторым не менее важным тезисом в обращении Кузьмина к слушателям стала идея о «первоначальной этрактивности» текстов Гелюты; интересе, коренящемся еще в дословесной сфере. И если большинство поэтов обращают на себя внимание только претенциозно-серьезным подходом и к стихам, и к их подаче, то некоторые молодые авторы (далеко, к сожалению, не все), несмотря на осознание общей ответственности происходящего, способны вызвать интерес аудитории не только содержанием, но и фактом авторства.
Однако, несмотря на акцентированную значимость «внешней этрактивности», было отмечено, что для проекта «Культурная инициатива», организовавшего вечер, она никакого значения не имеет – важны только объективный успех автора и реальные поощрения. Поэтому такой временной разрыв между выходом книги и ее презентацией – следствие не географических расстояний, но результатов премии «ЛитератуРРенген-2011» (награда лучшему поэту, живущему за пределами обеих столиц), которой чуть больше месяца назад был отмечен Григорий Гелюта.