Катя Рубина с народной артисткой СССР Адой Роговцевой, сыгравшей в киевской постановке главную роль – хозяйку пансионата Руту.
Фото автора
В киевском Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра состоялась премьера пьесы Кати Рубиной «Вася должен позвонить» (оригинальное название – «Прогулка в Лю-Блё»). Пьеса уже была поставлена в Санкт-Петербурге, Сарове, Чебоксарах, и вот теперь – Киев. Выход на международный уровень для не самого раскрученного драматурга можно назвать серьезным успехом. Часто ли признанные литераторы получают известия о том, что их пьесы ставятся за границей? Но если проследить за ходом событий, то следует признать: успех этот не случаен.
Катя Рубина вошла в литературу если не стремительно, то резво. Дебютировав в 2007 году в журнале «Знамя» подборкой рассказов, она вскоре выпустила два романа – «Все-все-все и Мураками» и «Меркурий до востребования». Параллельно писала пьесы, одна из которых – «Прогулка в Лю-Блё» – получила первую премию на всероссийском конкурсе «Действующие лица» в 2007 году и привлекла самое пристальное внимание театралов. И это при том, что основной род деятельности Кати Рубиной – живопись. Она достаточно известная художница, чьи выставки проходят по всему миру, а работы украшают коллекции заядлых собирателей предметов искусства.
Чем же привлекла эта пьеса режиссера Театра драмы и комедии Екатерину Степанкову? Думается, прежде всего своей простотой, незамысловатостью сюжета, отсутствием модного, но уже наскучившего эпатажа. Действо разворачивается в курортной деревушке на берегу Балтийского моря, куда тетушка привозит молодую племянницу Лилю, одаренную художницу, у которой все никак не складывается личная жизнь. Впрочем, жизнь не сложится у нее и здесь, в окружении чудаков и экстравагантных пожилых ловеласов. Несмотря на то что пьеса заявлена как комедия, в ней много грустного и трогательного – такого, что понятно всем без исключения. Собственно, именно этого и не хватает произведениям многих отечественных драматургов, объясняющих свою непопулярность за пределами России отсутствием интереса к нашей стране. А дело совсем в другом – в том, что на каком-то этапе российская культура превратилась в экспортера чернухи и банального ширпотреба, и от нее за границей не ждали ничего, что было ей присуще прежде.
Возвращаясь к премьере, отметим: прошла она с огромным успехом. В малоросской интерпретации пьеса нисколько не потеряла своего очарования, напротив – приобрела такие оттенки, которые изумили и самого автора. «Это, конечно, удивительный эксперимент. Здесь присутствует украинский колорит, которого я опасалась, потому что свою пьесу я видела в других красках: Прибалтика, ледяное море, дюны. А Украина у меня ассоциируется с чем-то пышным, орнаментальным, фольклорным, ярким. Но как же органично все получилось┘» – призналась Рубина после спектакля, когда вместе с актерами и журналистами гуляла по ночным улицам заснеженного Киева.