Сергей Чупринин всегда находится «внутри слова».
Фото Инги Унгефук
Гостем очередной встречи в литературном клубе «Мир внутри слова» (М.Пироговская, 5) стал главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин.
Открывая вечер, руководитель клуба Елена Зейферт пригласила присутствующих к живой дискуссии. Чупринин – критик с большим стажем, обладатель премий Союза писателей СССР, «Литературной газеты», журналов «Литературное обозрение», «Октябрь». Вначале он озадачил собравшихся вопросом: какова разница между автором, который хотел продвинуться в СССР, и тем, кто это делает в нынешнее время? По мнению критика, «советская власть – монастырская школа», «советская власть научила читать, и читать хорошо». «Железный занавес», конечно, был во всех сферах деятельности, да и в самой жизни советского гражданина. Чтобы опубликовать какую-либо работу, нужно было пройти множество инстанций. И если твоя работа проходила по определенным критериям, ты мог рассчитывать на долгожданную публикацию. В 90-е годы пала стена, цензуры не стало. Чупринин подчеркнул: «В то время читать было интереснее, чем жить». Для самого главного редактора это было золотое время: «Знамя» выпускалось тиражом в 3 тыс. экз. Литераторов, по его словам, уважали так, как никогда не уважали и не будут уважать. Но в 91–92-м годах тираж стал сокращаться: «Некому было говорить о том, что именно читать хорошо, а что плохо». О нынешнем читателе и говорить много не надо, а о том, какие книги сейчас читают, тем более. Массовая культура берет свое. Сейчас человек предпочитает читать что-либо легкое.
Сергей Чупринин рассказал, как на одном из его выступлений женщина из зала высказала мнение о том, что «нужно, чтобы книжка цепляла, но не грузила». О своем чтении нынешней масскультовой литературы гость сказал: «Прочитал полкниги Марининой, сломался на Дарье Донцовой, на второй странице». Однако, по мнению критика, и сейчас есть немало достойных авторов. Кстати, отдельные из них, к примеру Виктор Пелевин и Михаил Шишкин, стали известны благодаря «Знамени».
Читатели заинтересованно спрашивали Сергея Чупринина о будущем человека, переставшего читать. Начались рассуждения и обсуждения. «Человечество все же бессмертно», – оптимистически заключил литератор Виктор Диц, приехавший в Москву из Казани.