Ольга Кириллова и Игорь Савкин говорят о "модели Икара" и "принципе Галатеи"
Фото автора
Первая международная научно-практическая конференция «Культурология в пространстве гуманитарной коммуникации», организованная Национальным педагогическим университетом имени Михаила Драгоманова, завершилась в Российском центре науки и культуры в Киеве презентацией книги доцента Ольги Кирилловой «Серп холодной луны: реконструкции моделей чувственности», только что вышедшей в издательстве «Алетейя».
Книгу представляли директор издательства Игорь Савкин и культуролог Александр Люсый. Савкин охарактеризовал новинку как пример «неакадемической культурологии» и даже «игры в бисер» (то есть традиции, идущей от «философии жизни» Шпенглера и Ницше и «языковых игр» постмодернизма). Это исследование текстовых стратегий коммуникации в постмодерне и феномена возвышенного в позднесоветской и постсоветской культуре. Люсый отметил, что Кириллова совершила то, что в европейском пространстве культуры недавно проделал Славой Жижек, избрав в качестве метода структурный психоанализ Жака Лакана, а материалом исследования сделав классические и постмодернистские литературные произведения, фильмы и произведения изобразительного искусства, авторскую песню, пиар-технологии, «городской текст» с его составляющими и проч. Ольга Кириллова обосновала постулируемую в своей книге «культурологию холода и нехватки» как отдельное направление современного культурологического исследования.
Среди описанных «моделей текстуальной чувственности» в книге рассматриваются «принцип Галатеи», «диалектическая модель Слонопотама», «комплекс Французского Лейтенанта», «возвышенный объект пиара» и в ряду прочих возникающая в анализе экранизированной пьесы Лопе де Вега «Собака на сене» «модель Икара», крылья которого сжигает не солнце, но луна – серп холодной луны, давший название книге. При рассмотрении «принципа Офелии» не хватает разве что обращения к опыту днепровских русалок, о чем на презентации и развернулась оживленная дискуссия.